Варшавский Маркус Соломонович (ок. 1775 — п. 1830) – херсонский купец 1-й гильдии, подрядчик-поставщик Черноморского флота.

Польский еврей, выходец из земель, отошедших России после разделов Польши. Поставлял корабельный лес, дрова, провиант для Черноморского флота.

Активно участвовал в строительстве г. Николаева: в 1791 г. приказчик купца М. Варшавского возил камень на 40 пароволовых повозках.

В связи с начавшейся войной с Турцией (1806 — 1812 гг.) де Траверсе предпринял все меры к защите Николаева с воды: на Волошской косе и Глубокой Пристани запроектированы временные батареи, разработан проект восстановления потемкинского блок-форта на искусственном островке напротив Очакова (совр. о. Первомайский). Херсонский купец М.Варшавский для этих укреплений изготовил с подряда 50 поворотных платформ для крепостных орудий.

На собственной верфи в г. Херсоне строил с подряда суда для Черноморского флота, в частности, транспорты и канонерские лодки.

В Николаеве основал собственную «вольную верфь» выше адмиралтейства и «серебряного дока» по Ингулу, за госпитальным садом, получившую название «Маркусов эллинг» («Маркусов док»). На этой верфи М. Варшавский построил транспорты «Верблюд» (1825 г.), «Буг» (1826 г.), вооруженные транспорты «Ингулец» (1826 г.) и «Редут-Кале» (1827 г.).

На этой же верфи с подряда построено первое на Черном море грузопассажирское паровое судно для Одесского порта. Проект и чертежи парохода разрабатывались под руководством М.И. Суровцева. Согласно заключенному контракту (26 августа 1827 г.), М.С. Варшавский обязался закончить изготовление корпуса парохода, получившего название «Одесса», в срок до 15 марта 1827 г. Постройка затянулась, и судно прибыло в Одесский порт только 12 июля 1828 г. Рейсы на линии Одесса – Ялта осуществлялись нерегулярно, с большими перерывами. Стоимость мест для тех лет была очень высокой, билет первого класса до Ялты стоил 60 руб., а место на палубе – 15 руб.

В дальнейшем М. Варшавский, проиграв контракт на постройку кораблей и фрегатов в 1826 г. и не выдержав конкуренции с М. Серебряным и А. Перовским, закрыл дело в Николаеве, продав эллинг казне, и вернулся в Херсон.

В Херсоне, где у М. Варшавского была более производительная верфь и меньше конкурентов, он построил несколько канонерских лодок и еще ряд судов. После выхода указа о выселении евреев из Николаева переселился в Одессу, где и умер (после 1830 г.).

О потомках М. Варшавского писал в своих воспоминаниях С.Ю. Витте:

Во время войны (с Турцией в конце ХІХ в.) главным подрядчиком по интендантству была компания, состоявшая из Варшавского, Грегера, Горвица и Коген… В конце концов на всех этих подрядах компания наживала довольно большие деньги…

Компания считала, что она недополучила от казны несколько миллионов рублей и пробовала искать эту сумму путем закона, но, видя, что она не в состоянии будет выиграть дело и получить эту сумму, она поручила все дело присяжному поверенному Серебряному…

 

Источники и литература:

Зубов Б.Н. Развитие кораблестроения на юге России / Б.Н. Зубов – Калининград: Кн. изд-во, 1990. – С. 210.

Крючков Ю.С. Варшавский Маркус Соломонович / Ю.С. Крючков // Николаевцы. Энциклопедический словарь. 1789-1999. — Николаев: «Возможности Киммерии», 1999. – С. 80.

Крючков Ю.С. Вольные подрядчики-судостроители / Ю.С. Крючков // Вечерний Николаев –2002 г. – 23 июля.

Крючков Ю.С. Евреи Николаева / Ю.С. Крючков //Вечерний Николаев – 2000г. – 21 марта.

Крючков Ю. С. История Николаева. От основания до наших дней [Электронный ресурс] // http://superpups.far.ru/17.html.

ЦГА ВМФ СССР, Ф. 8, Оп. 1, Д. 32.

ЦГА ВМФ СССР, Ф. 8, Оп. 3, Д. 137.

ЦГА ВМФ СССР, Ф. 8, Оп. 3, Д. 138.

ЦГА ВМФ СССР, Ф. 8, Оп. 3, Д. 350.

 

А.Н. Павлюк