Александровская мужская гимназия в г. Николаеве, Николаевская Александровская мужская гимназия – первое гражданское среднее учебное заведение в г. Николаеве.

Александровская мужская гимназия

Александровская мужская гимназия

Николаевская реальная мужская гимназия открыта 14 ноября 1862 г. в составе двух первых классов. Инициатором открытия гимназии стал Николавеский военный губернатор Б.А. фон Глазенап, который предполагал в перспективе преобразовать эту гимназию в политехнический институт. Автор исторического очерка г. Николава (1890 г.) Г.Н. Ге писал поэтому поводу: «Отдаваясь идее своего проекта, адмирал Глазенап приложил все старания, чтобы открытая в Николаеве мужская гимназия получила бы такую программу, которая давала бы самую серьезную подготовку для слушания лекций в проектированном политехникуме. А чтобы обеспечить за этой гимназией возможность преобразования ее в политехникум, адмирал, кроме ассигнованных министерством народного просвещения на ее содержание ежегодных 10890 рублей, выхлопотал для нее еще и субсидию морского ведомства в 20630 р.

Такими богатыми средствами, по сведениям бывшего тогда попечителя учебного округа, не могла похвалиться ни одна из наших гимназий.

Сверх того, гимназии было передано в собственность все имущество упраздненной штурманской роты, как-то: церковная утварь, библиотека, кабинеты: физический, метеорологический и нумизматический, химическая лаборатория, приспособления для гимнастики и вся мебель. В эту же гимназию были переведены все ученики штурманской роты… Дело превращения штурманской роты в гимназию адмирал Глазенап совершил одним махом, без малейшего затруднения, не встретив ни с какой стороны препятствия, напротив, вызвав удовольствие со всех сторон. Затем дело превращения (в будущем) этой гимназии в политехнический институт адмирал обдумывал, подготовлял, вырабатывал, как дело сложное, трудное и требовавшее стечения многих и многих благоприятных обстоятельств». Проект создания политехнического института впоследствии был отвергнут правительством.

По ходатайству военного губернатора, морское министерство передало в рапоряжение города для размещения гимназии одно из изданий, входивших в комплекс казарм флотского полуэкипажа, в котором ранее располагалась штурманская рота (ныне в этом задании располагается Николаевский строительный колледж).

К 186 5/6 учебному году открылись все 7 классов гимназии. В 1872 г. она преобразована в классическую гимназию, впоследствии был открыт восьмой класс, при этом часть учеников гимназии переведены в Николаевское реальное училище, открытое в 1873 г.

В память о посещении гимназии императором Александром ІІІ, в 1874 г. высочайшим разрешением ей присвоено наименование Александровской.

Гимназия находилась в ведении Министерства народного образования и непосредственно подчинялась попечителю Одесского учебного округа.

Первым директором Николаевской мужской гимназии был стал А.Ф. Смирнов, который руководил учебным заведениемсо дня его сонования и до своей смерти в феврале 1874 г.

В начале ХХ в. диретором гимназии был статский советник Капитон Львович Добрицкий (на службе в ведомстве Министерства народного образования с 1879 г., за службу награжден орденами св. Владимира и Анны, медалью а память царствования императора Александра ІІІ) преподавал историю.

В отчете о деятельности гимназии за 1910 г. отмечалось, что она располагается в каменном трехэтажном здании, уступленном ей морским министерством, при здании имеется двор для игр учащихся. Оборудованы два специализированных кабинета: физический и естественных наук. При гимназии действовала фудаментальная и ученическая библиотека, в которой имелись книги 6404 наименований в количестве 19368 томов.

Гимназия освещалась электричеством и имела систему внутреннего отопления, которая была создана после пожара, случившегося в гимназии. Подчеркивалось, что нет места для устройства гимнастического зала, тесные помещения для амбулатории, необходимо иметь лучшее помещение для рисовального класса.

При гимназии действовала церковь Покрова Богородицы, в которой происходили ежедневные богослужения для учащихся (начальство строго следило за посещением служб гимназистами).

Родительский комитет организовывал завтраки для гимназистов, для чего было отведено специальное помещение под столовую.

При гимназии действовал хор учащихся, который сопровождал церковные службы, торжественные акты и проводил благотворительные выступления.

Для занятия учащихся греблей и парусным спортом гимназия имела две лодки, которые находились в Яхт-клубе.

Число  учащихся составляло:

в 1908 г. – 401 человек,

в 1909 г.  – 375 человек,

в 1910 г.  – 410 человек,

в 1911 г.  – 391 человек.

Распределение учащихся по вероисповеданиям в 1911 г.:

православных 315 (80,55 %),

римо-католиков 16 (4,09 %),

других христианских конфессий  13 (3,32 %)

иудеев  41 (10,5 %).

Распределение учащихся по сословиям в 1911 г.:

потомственных дворян 23 (5,8 %),

личных дворян и чинвников 74 (18,9 %),

из духовного звания  26 (6,64 %),

из почетных граждани купцов  64 (17,64 %),

мещане  136 (34,82 %),

крестьяне  56 (14,32 %),

иностранцы 12 (3,: %).

Выпускники гимназии в 1910 г. планировали продолжить образование в высших учебных заведениях по таким направлениям:

историко-филологическое – 4 чел.,

физико-математическое  – 10 чел.,

юридическое – 6 чел.,

медицинское – 10 чел.,

техническое – 2 чел.,

военное  – 4 чел.

Из них «поступить на поприще практической деятельности желания не изъявил никто».

При гимназии производился прием экзаменов для для лиц, обучавшихся в других учебных заведениях, на право получить звание народного учителя (народной учительницы), аптекарского ученика, для поступления на военную службу и др., а также прием экзаменов экстерном у выпускников приватных гимназий для получения права поступления в высшие учебные заведения.

Педагогический коллектив в начале ХХ в.:

К.Л. Добрицкий – директор (преподавал историю),

Н.С. Пелипенко – инспектор,

М.И. Токмаков – русский язык, словесность, латинский язык,

П.С. Григорович – русский язык,

С.Н. Завьялов – латинский язык,

И.Р. Беридзе – математика и физика,

Н.К. Матвеев – история и география,

К.Х. Денгардт – немецкий язык,

Ф.П. Гине – французский язык,

А.Ф. Опперман – природоведение,

В.А. Руденко – законоведение,

В.А. Мурзанов – рисование,

В.И. Маркелов – гигиена,

А.Н. Челак – Закон Божий православного исповедания, филосфская пропедевтика,

Н.Я. Ченяховский – законоучитель римско-католического исповедания,

И.К. Куфельд – законоучитель евангельско-лютеранского исповедания,

И.П. Дульцин – законоучитель иудейского исповедания,

В.М. Плющинский, И.И. Ватьят – гимнастика.

Финансирование на содержание гимназии производилось из таких источников (1910 г.):

из государственного бюджета  – 27269 руб.,

из городских средств  – 207 руб.,

плата за обучение  – 14082 руб.,

из остатков средств за предыдущие годы – 1917 руб.

Всего 46617 руб.

В отчете за 1912 г., кроме указанных источников упоминаются:

проценты от пожертвованных капиталов – 1557 руб.,

прочие пожертвования – 1963 руб.

Плата за обучение одного ученика составляла 60 руб в год, расходы на обучение одного ученика состаляли 117 руб. 70 коп. в год.

Гимназия функционировала 58 лет, до 1920 г., когда была ликвидирована в ходе провдившейся реформы советских школьных учреждений.

Источники и литература:

ГАНО. Ф. 123, оп.1, д. 3; 7; 24; 36.

Ге Г.Н. Исторический очерк столетнего существования города Николаева при устье Ингула (1790 – 1890) / Г.Н. Ге  – Николаев, 1890.

Еланский П.П. Местные исторические монографии / П.П. Еланский – Николаев: Тип. А.Г. Шнейдера, 1896.

Крючков Ю.С. История Николаева / Ю.С. Крючков  – Николаев: Возможности Киммерии, 1996.

Левченко  Л.Л.  Історія Миколаївського і Севастопольського військового губернаторства (1805 – 1900) / Л.Л. Левченко – Миколаїв, 2006.

 

В.В. Щукин