Алексеев Фёдор Яковлевич  (1753(55) – 11.10 1824 гг.) – русский живописец-пейзажист, крупнейший представитель жанра городского пейзажа (ведуты) в истории русской живописи XIX в.

Портрет Ф.Я. Алексеева Худ. М. Теребенев

Портрет Ф.Я. Алексеева Худ. М. Теребенев

Сын сторожа Академии наук. В 1764 г. по прошению отца принят  на обучение в Императорскую Академию художеств. В 1766- 1773 гг. учился в Академии Художеств, сначала в классе «живописи цветов и плодов», а затем в пейзажном. В 1773 г. за пейзаж, исполненный по заданной Академией программе (итоговая выпускная работа) получил золотую медаль и был отправлен на три года в качестве «пенсионера» Академии художеств в Венецию изучать театрально-декорационную живопись, хотя это и не соответствовало его склонностям.

В Венеции Ф.Я. Алексеев изучал творчество знаменитых пейзажистов, признанных мастеров жанра ведуты Антонио Каналетто, Бернардо Белотто, Ф. Гварди, увлекся видовыми и фантастическими гравюрами итальянского художника Д.Б. Пиранези. Этим молодой художник навлек на себя недовольство академического начальства, по мнению которого эти занятия отвлекали «пенсиолнера» от выполнения его академической программы. Уже в Италии художником созданы первые самостоятельные городские пейзажи. Из них сохранился лишь один – «набережная Скьявони в Венеции» 1775 г.

По возвращении на родину художника встретили весьма сдержанно, ему пришлось работать декоратором при театральном училище (1779-1786 гг.). В этот период Ф.Я. Алексеев совершенствовал свое мастерство, копируя пейзажи своих любимых художников А.Каналетто, Б. Беллотто, а также Г.Робера и Ж.Берне из собрания Эрмитажа. Копии имели невероятный успех. За одну из таких копий – с картины Каналетто «Архитектурная фантазия» – Ф.Я. Алексеев был признан «назначенным» в академики Петербургской Академии художеств.

С середины 80-х гг. Ф.Я. Алексеев, окрыленный первым успехом, начинает создавать собственные пейзажи Петербурга, здесь ему также способствовал успех. К началу 90-х гг. он становится уже признанным мастером. Среди его работ начала 1790-х гг. особенно известны «Вид Петропавловской крепости и Дворцовой набережной» (1793 г.) и «Вид Дворцовой набережной от Петропавловской крепости» (1794 г.). В его творчестве искусство «черчения перспективы» для театра органично превратилось в самостоятельный пейзаж, полный света и воздуха. Картины свои Алексеев писал на основе детально проработанных акварельных этюдов с натуры. Для его пейзажей этого периода характерны стремление к монументальности, холодноватый колорит. Художник стремился увидеть Петербург как идеальный возвышенно прекрасный и гармоничный город, что вполне соответствовало канонам академизма. За эти картины Алексеев получает в 1794 г. звание академика перспективной живописи.

В 1795 г. художник, по поручению императрицы Екатерины ІІ, командирован в Малороссию и Крым «для снятия видов» новых городов Российской империи.  В соответствии с выработанными художником приемами работы, при посещении городов делал натурные зарисовки и акварельные эскизы, по которым уже после возвращения в мастерской им написаны картины (так в то время работали большинство пейзажистов). Самые известные из них: «Площадь в Херсоне» 1796 г. (находится в собрании Херсонского краеведческого музея), «Вид города Бахчисарая» 1798 г., «Вид города Николаева» 1799 г. (находится в постоянной экспозиции Государственной Третьяковской галереи в Москве) и «Магистратская площадь в Николаеве» (находится в собрании Государственного Русского музея в Петербурге). Картины представляют исключительную историческую ценность для исследователей истории Николаева и Херсона, поскольку значительная часть сооружений,  изображенных художником с большой точностью и в деталях, не сохранилась до наших дней. Кроме того, эти картины относятся к числу немногих наиболее ранних изображений г. Николаева. На картине «Вид города Николаева» город изображен со стороны реки Ингул. На высоком берегу реки в глубине слева – Адмиралтейский собор, в центре видно здание городового магистрата, далее дома Черноморского адмиралтейского правления и комплекс служебных домов морского ведомства. У воды расположены эллинги для хранения гребных судов. Слева от них изображена полосатая будка Московской заставы. На картине  «Магистратская площадь в Николаеве» изображена центральная площадь города со стороны «торговых рядов», позже перестроенных под «контору над портом». На дальнем плане изображен недавно завершенный постройкой Адмиралтейский собор с колокольней над входом в храм (позднее эта колокольня обрушилась и была построена новая отдельно стоявшая колокольня). Главное внимание художника сосредоточено на здании городового магистрата (гауптвахты).

Три упомянутые картины стали этапными в творчестве живописца. По сравнению с его ранними работами, в этих полотнах впервые применена более светлая и теплая колористическая гамма. Если вид Херсона по композиции еще достаточно традиционен,  здесь изображены только здания и город выглядит безлюдным; то в видах Николаева Ф.Я. Алексеев впервые в своем творчестве использует для оживления городского пейзажа бытовые сценки, фигуры людей и животных (стаффаж). В картине «Магистратская площадь в Николаеве» именно эти детали становятся центром композиции,  привлекая основное внимание зрителей. Впоследствии использование этого приема становится «визитной карточкой» городских пейзажей Ф.Я. Алексеева. В дальнейшем городская архитектура все больше превращалась в его картинах в фон, для «мира живых людей».

В 1800 г. император Павел I дает художнику задание написать виды Москвы. Пейзажист увлекся непривычной для него старой русской архитектурой. Он пробыл в Москве больше года и привез оттуда ряд картин и множество акварелей с видами московских улиц, монастырей, предместий, но главным образом – разнообразные изображения Кремля. Эти виды отличаются достоверностью, даже документальностью. Московские работы привлекли к Алексееву многочисленных заказчиков, среди которых оказались знатнейшие вельможи и члены императорской семьи.

С 1802 г. Ф.Я. Алексеев преподавал в Академии художеств, а в 1803 г. возглавил класс перспективной живописи. Одновременно он создает ряд пейзажей Петербурга, в которых в полной мере воплотил свое новое видение образа любимого города. Теперь люди с их повседневными делами занимают теперь весь передний план полотен. Формы архитектурных сооружений стали отчетливее, объемнее, колорит значительно потеплел, живопись приобрела особую плотность. Таковы «Вид Английской набережной со стороны Васильевского острова», «Вид на Адмиралтейство и Дворцовую набережную от Первого кадетского корпуса», «Вид Казанского собора в Петербурге», «Вид на Стрелку Васильевского острова от Петропавловской крепости». Наряду с живописными полотнами. Ф.Я. Алексеевым создано значительное число графических произведений (рисунки, акварели, гравюры).

К началу 20-х гг. ХІХ в. стареющий художник утратил покровителей при дворе. Публика его постепенно забывает, в моду входит пейзаж в стиле романтического реализма, дорогу которому и прокладывал Ф.Я. Алексеев своими творческими поисками и находками. Былая популярность и высокое звание не принесли больших доходов. Умер художник в бедности, оставив большое семейство без средств к существованию. Академия вынуждена была выдать деньги на его похороны и пособие вдове и малым детям.

 

 

Источники и литература:

Алексеев Федор Яковлевич // Популярная художественная энциклопедия – Т. 1. – М., 1986. – С. 25

Андросова М.И. Федор Алексеев / М.И. Андросова – Л., 1979.

Жаркова И.М. Ф.Я.Алексеев. Альбом / И.М. Жаркова – М., 1981.

Панжинская-Откидач В.А. Москва-Петербург. Путешествие в прошлое. Ф.Я. Алексеев, М.Н. Воробьев, В.С. Садовников / В.А. Панжинская-Откидач – К.: Азимут-Украина. 2008.

Федоров-Давыдов А.А. Ф.Я. Алексеев // А.А. Федоров-Давыдов – М., 1955.

 

В.В. Щукин