Святого Духа храм в Богоявленске /Богоявленская святодуховская церковь/

Святого Духа храм в Богоявленске /Богоявленская святодуховская церковь/ – православный храм в посаде Богоявленске (ныне – Корабельный район г. Николаева), существовавший с конца XVIII в. Разрушен во время Второй мировой войны 19 марта 1944 г.

Храм Святого Духа. Восточный фасад

Храм Святого Духа. Восточный фасад

Храм Богоявления Господнего действовал в посаде Богоявленске с конца XVIII в. Прихожанами его были жители самого селения и соседнего села Балабановки. С конца 60-х гг. XIX в. население интенсивно росло вследствие того, что посад стал значительным экономическим центром региона. Старый Богоявленский храм, который находился в центре поселения, оказался недостаточным для удовлетворения религиозных потребностей жителей.

В 1872 г. правление Богоявленской волости обратилось в Херсонское губернское правление с просьбой о выдаче ссуды на строительство церкви в сумме 5000 рублей. В ссуде было отказано, поэтому в 1880 г. жители Богоявленска начали сбор средств на строительство нового храма. Собранных денег не хватало, поэтому в 1886 г. жители посада обратились к военному губернатору Николаева адмиралу А.А. Пещурову с просьбой разрешить разобрать расположенные в Богоявленске старые солдатские казармы, и остатки строений военного госпиталя, чтобы использовать добытый таким образом камень для строительства новой церкви. Такое разрешение было получено и вскоре началось строительство храма. Он находился на левой стороне от дороги из Николаева, напротив того места, где в свое время стоял дворец Потемкина. Место это низменное и, чтобы церковь могла подниматься над округой, ее колокольня сделана очень высокой. Большую долю средств на строительство храма вносили местные купцы. В то время Богоявленск был известным центром ярмарочной торговли: продавали преимущественно хлеб и скот и торговые операции были довольно прибыльными. В те времена по традиции, ярмарки проводились дважды в год: в праздник Вознесения Господня и в день Рождества Пресвятой Богородицы. Но основным капиталом для постройки церкви послужил запасной общественный капитал в сумме 45 тысяч руб., собранный от отдачи в арендное содержание земельных участков, оставшихся от переселенных на Кавказ богоявленских мещан. В дополнение к этому капиталу поступило немало пожертвований деньгами, вещами и личным трудом. Особой благодарности заслуживает председатель строительного комитета М. Шалаев, который много пожертвовал на храм деньгами и вещами, он долгое время исполнял обязанности казначея при строительном комитете.

Уже в 1887 г. освятили главный храмовый алтарь во имя Святого Духа, а в 1894 г. завершилось строительство грандиозного трехпрестольного храма – правый престол во имя Покрова Пресвятой Божией Матери; левый – во имя Святого Николая Чудотворца. Это был один из самых величественных храмов в Херсонской губернии – площадь застройки составляла 500 кв. м, высота колокольни – 67 м. На ней золоченый крест высотой 3,5 м. Храм украшали 24 декоративных купола. На центральном объеме здания возвышался на высоком барабане мощный главный купол, окруженный четырьмя меньшими куполами. Еще один купол венчал колокольню, такой же высоты, что и главный купол. Остальные 18 маленьких куполов располагались по периметру здания и имели декоративное значение. Из воспоминаний Надежды Федоровы Бедь, жительницы поселка Жовтневого 1934 года «В Святодуховской церкви купола были деревянные. Ставили без гвоздей. После ее взрыва долго пахло смолой». Нарядному внешнему виду здания соответствовал и богатый интерьер – великолепный иконостас и прочая церковная отделка. Церковь построена в популярном в то время церковно-византийском стиле, была достаточно большой, она могла вместить более двух тысяч верующих. Внутреннее убранство храма поражало своим богатством. Из воспоминаний Петра Ивановича Маханьковського, жителя поселка Октябрьское, 1926 года рождения: «Святодуховская церковь была выбелена. Звонница – двухэтажная [двухярусная]. На 1-м этаже большой 100-пудовый колокол, на 2-м – полный набор колоколов. И один сигнальный колокол на случай всеобщего сбора или пожара. Когда церковь закрывали, то маленькие колокола выбрасывали из окон, а для большого использовали специальные приспособления. Хоры для певчих были внизу. Во время войны шла служба. Полы были деревянные». При церкви действовала церковно-приходская школа. Именно на месте. Где находилось здание приходской школы ныне действует небольшой новопостроенный современный храм, который также имеет название Святого Духа.

История храма в советский период сложилась достаточно драматично. Сначала. В 1921 – 1922 гг. храмовую постройку национализировали и передали в арендное пользование религиозной общине. Активное наступление на храм началось с созданием в СССР Союза воинствующих безбожников. Создан он был в 1925 г. на съезде корреспондентов газеты “Безбожник” и поставил своей целью идейную борьбу с религией во всех ее проявлениях. В Николаеве отделения Союза безбожников находилось в здании закрытой к тому времени караимской кенасы. Началась широкая и бурная атеистическая кампания, поддержанная местными властями. Церкви закрывали, передавали их здания под клубы, школы, музеи. Безбожники организовывали сбор подписей жителей, где требовали закрывать храмы и снимать колокола. Так, в Богоявленске, на собранном по этому поводу большом собрании жителей поселка, было принято постановление: закрыть церковь и снять колокола. За это проголосовало 770, вероятно еще не так давно верующих людей. Против – 230, поэтому судьба храма была решена, его закрыли. Еще раньше, в 1922 г. из храма вывезли серебряные и золотые богослужебные вещи и предметы внутреннего убранства храма, сняли колокола. Из воспоминаний Дарьи Петровни Луды, жительницы поселка Октябрьского, 1929 года рождения: «До войны в Святодуховской церкви был овощной склад».

Местные жители рассказывали, что в начале Великой Отечественной войны летом 1941 г. на верхушке церковной колокольни размещался наблюдательный пункт моряков береговой обороны. Очевидцы, будучи мальчиками, приносили морякам воду и фрукты, а те, в свою очередь позволяли им рассматривать в бинокль окрестности Богоявленска. Они уверяют что в ясную погоду с колокольни в бинокль было видно окрестности Херсона и Очакова.

В августе 1941 г. поселок Октябрьское (бывший Богоявленск) был оккупирован немецкими войсками. Немецкая оккупационная администрация толерантно отнеслась к инициативе жителей поселка относительно возобновления богослужебной деятельности в помещении храма и уже осенью 1941 г. Богоявленский храм Святого Духа вновь открылся. Церковь продолжала богослужения до марта 1944 г.

19 марта 1944 г., за три дня до освобождения Богоявленска, отступавшие немецкие войска взорвали взрывчаткой обе богоявленские церкви, о чем свидетельствует документ, который приводится ниже.

Вот как об этом вспоминают очевидцы:

«17 марта 1944 г. немецкие фашисты с утра начали выгонять жителей Богоявленская в Николаев. В этот день немцы на машинах привезли ящики и начали выгружать их в церковь, которая находилась на ул. Торговой. Это видели не только жители, которые проживали вблизи церкви, но и люди окрестных деревень, которых немцы гнали этапом в г. Николаев. 19 марта 1944 г. между 9-10 часами вечера, за несколько дней до освобождения Богоявленска, фашисты взорвали обе церкви».

Камень, оставшийся после взрыва и разрушения Святодуховской церкви, в послевоенные годы использовался для строительства школы, помещения которой также не сохранились до наших дней. А здание бывшей приходской школы сейчас переоборудовано под храм. Место, где некогда стоял храм больше никогда не застраивалось, на этом месте сейчас большая прямоугольная площадь.

 

Источники и литература:

Заковоротний Д. И. Храмы Прибужья / Д. И. Заковоротний. Николаев:  Изд. Ирины Гудым, 2004. – 200. с.

Заковоротний Д. И. Храмы Николаева / Д. И. Заковоротний – Николаев, 2001. – 55. с.

Кухар-Онышко Н. А. Богоявленск – колыбель Николаева: Очерк. – Николаев: Изд. Ирины Гудым, 2013. – 208 с.

Снытко И.А  Богоявленск и его окрестности. Историко-краеведческие очерки / И.А. Снытко, В.А. Касьяновский – Николаев : Изд. И. Гудым, 2012.

 

Ю.В. Евдокимов

Posted in Евдокимов Ю.В., История Николаева, Религия и церковь, Статьи, Х, Храмы.