Богоявленская церковь, Храм Богоявления Господнего в Богоявленске

Богоявленская церковь, Храм Богоявления Господнего в Богоявленске

Селение Витовка вошло в состав Российской империи о условиям Кючук-Кайнарджийского договора 1774 г., но на протяжении последующих 14 лет о нем почти нет упоминаний волость до 1788 г., корда это селение облюбовал князь Г.О. Потемкин, как одну из своих резиденций и базу для строительства верфи на Ингуле. Именно это поселение избрал местом своего первоначального проживания М.Л. Фалеев – первый строитель верфи и города при ней. Считается что уже в это время в Витовке существовал храм Богоявлення Господнего. Доказательством тому может служить свидетельство архиепископа Гавриила (Розанова), который в хронологическом описании храмов Херсноской и Таврческой епархий указал, что Богоявленский храм был одним из старейших в епархии, поскольку в храме им выявлена метрическая книга за 1773 г. (некоторые современные исследователи высказывают сомнение по поводу принадлежности упомянутой книги данному храму).

Храм Богоявления на фотографии нач. ХХ в.

Храм Богоявления на фотографии нач. ХХ в.

Об особом почитании местными жителями праздника Богоявления Господнего свидетельствует легенда об основании Богоявленска, зафиксированная местными краеведами в 80-х гг. ХХ в. В ней рассказывается, что людям невозможно стало жить на этих землях из-за отсутствия питьевой воды, они решили покинуть это место, но встретили мужчину который их остановил и, ударив посохом по земле, открыл источник с кристально чистой водой, а потом люди поняли, что это Бог. Тогда, в честь его явления построили церковь Богоявления, село назвали Богоявленским, реку – Бог, а балку, где забил ключ – ключевой.

Других сведений о первом храм не сохранилось, невозможно даже определить место его расположения. Можно с большой долей вероятности утверждать, что новое название поселения – Богоявленское была связана именно с названием храма, который уже располагался в населенном пункте. В ордере к М.Л. Фалеева от 24 августа 1789 г., Потемкин приказывал: «Фабера дачу именовать Спасское, а Витовку Богоявленское. Новозаводимую верфь на Ингул Николаев».

В ходе строительства в Николаеве и Богоявленске М.Л. Фалеев выполнял установку князя возводить здания в соответствии с генеральным планом. Для этого архитектором И.Е. Старовым создан генеральный план Богоявленска. Согласно ему на площади в центре поселения должна находиться каменная церковь, от церковной площади лучами в разные стороны отходили улицы (этот принцип планирования частично сохранился).

Новая церковь имела бы удобное местоположение, была равноудалена от концов поселения и находилась в его центре. Кроме того, от нее было недалеко и до резиденции Г.А. Потемкина, который был очень религиозным человеком.

И.Е. Старовым создан и архитектурный проект новой церкви. Она представляла собой типичный образец небольшого однонефного крестово-купольного храма, перекрытого на средокрестии одним большим куполом. В соответствии с характерным для этого зодчего стилем лаконичного классицизма, архитектурное оформление стен почти отсутствует, а вход в храм оформлен четырехколонным портиком.

Строительство храма началось, очевидно, в 1790 г. В рапорте М.Л. Фалеева, направленном в марте 1790 г. инженер-капитану Коноплину, который возглавлял в это время Канцеляию зданий г. Николаева, в числе первоочередных зданий обозначена и Богоявленская церковь. После смерти в 1791 Г.А. Потемкина, а затем и М.Л. Фалеева строительные работы в Богоявленская были свернуты из-за отсутствия финансирования и храм оставался недостроенным.

В 1802 г. старая действовавшая в Богоявленском церковь «пришла в великую ветхость, во время дождя бывает сильная течь, на одну сторону наклонилась», так писал в рапорте священник Лука Ивашкевич. 23 октября 1804 г. Командующий Черноморским флотом адмирал И.И. де Траверзе издал распоряжение о достройке новой каменной церкви за счет Адмиралтейства. Возведением нового храма руководил поручик Богданович. Он обязывался из казенных материалов и разобранного камня от дворца Браницкой достроить церковь. Вскоре строительство было завершено. Храм освятили 1 сентября 1806 г. На его сооружение, согласно отчету, использовано 4958 руб. 7 коп.

Относительно отделки храма, сведений почти не сохранилось, но известно, что М.Л. Фалеев незадолго до смерти позаботился об этом. 16 января 1792 г. им отправлено письмо А.М. Самойлову, в котором говорилось, что по распоряжению покойного Г.А. Потемкина, для отделки Адмиралтейского собора и Богоявленской церкви должны быть отправлены богослужебные вещи и иконы из закрытой церкви Запорожской Сечи и Межигорского монастыря. Впоследствии эти вещи доставили в Николаев. Под расписку М.Л. Фалеева были выданы книги, иконы, принадлежности, кресты, одежда трех видов для священослужителей. Очевидно, благодаря этим богатым церковным принадлежностям Богоявленский храм поражал пышностью своего убранства. Эти вещи имели большую культурную, историческую и религиозную ценность.

До открытия в поселении Богоявленском в 1887 г. Свято-Духовского храма, прихожанами Богоявленского храма были все жители Богоявленская и соседнего села Балабановки. При храме имелись метрические книги, в которых фиксировались даты крещения, смерти, вступления в брак, которые велись настоятелем храма. День Богоявления 19 января (6 января по григорианскому календарю) был праздничным днем для прихожан этого храма.

При храме действовала церковно-приходская школа. Священник М.Ф. Малявинский совмещал службу в храме с преподаванием Закона Божия в Богоявленском народном училище и Балабановской земской школе.

К концу XIX в. церковное здание требовало ремонта и реконструкции, кроме того оно не могло вмещать всех прихожан по причине возрастания населения Богоявленска. Поэтому в начале XX в. осуществлена перестройка храма, при этом, судя по немногочисленным фотографиям начала ХХ в., в ходе перестройки он сохранил первоначальную планировку однонефного крестово-купольного храма, но размеры продольного и поперечного нефов были существенно увеличены, кроме того, к церкви пристроили колокольню. В 1910 г. состоялось торжественное освящение новой церкви.

Судьба храма в советский период сложилась достаточно трагично, поскольку все церковные сооружения стали государственной собственностью. В 1922 г. проведена государственная кампания по изъятию церковных ценностей. В том же году представители религиозной общины заключили договор с Богоявленским Советом рабочих и солдатских депутатов и приняли здание церкви Богоявления в бессрочное бесплатное пользование. Но позже была установлена арендная плата и плата за государственное страхование здания.

При храме официально зарегистрирована православная религиозная община. 17 февраля 1924 г. постановлением Одесской губернской межведомственной комиссии при управлении Одгубисполкома утвержден устав общины. В соответствии с ним на собрание общины возлагались функции управления собственностью церкви и организации собраний. Первым председателем общины был Тихон Дионисийович Андреев.

Постановлением ЦИК УССР от 28 июня 1936 г. храм закрыли. Согласно акту переписи церковных ценностей от 4 октября 1935 г., в церкви находились культовые вещи из ценных металлов, которые вывезены из него комиссией: чаша водосвятная, крест позолоченный, крест серебряный и лампада, два Евангелия в серебре, икона с серебряной ризой, 4 местные иконы.

В начале июля 1936 г. инспектор культов Николаевского горсовета Г.Д. Григорук принял по описи от священника М.К. Бурлаченко, в присутствии членов общины Ф.Д. Булавки и Д.Д. Гвозденко, имущество храма, среди которого было много вещей, которые имели не только религиозную, но и культурную ценность, которую невозможно установить. К сожалению, судьба этих вещей неизвестна. С 1936 по 1941 гг. в помещении храма действовали молодежный клуб и библиотека, о чем свидетельствуют местные жители. 19 марта 1944 г., за три дня до освобождения Богоявленска, отступавшие немецкие войска взорвали храм. После этого здание не восстанавливалось.

 

[ready_google_map id=’3′]

 

Источники и литература:

Арх. Гавриил (Розанов) Хронологико-историческое описание церквей епархии Херсонской и Таврической / (Розанов) // ЗООИД – Т. 2. – Одеса, 1848

ГАНО. Ф. 168, оп. 1, д. 229.

ГАНО. Ф. 243, оп. 1, д. 89.

ГАНО. Ф.Р. 8, оп. 1, д. 556.

ГАНО. Ф.Р.118, оп. 1, д. 279.

ГАНО. Ф.Р-178, оп. 2. д. 10.

Именовать – город Николаев: историко-краеведческий алманах – Николаев : Дикий Сад, 1989.

Заковоротный Д. И. Храмы Николаева / Д.И. Заковоротный – Николаев, 2001.

Козацькі поселення на Миколаївщині. Історія та легенди / Авторський колектив: Дрізо В. Я., Царельник О. О., Щукін В. В. та ін.. – Миколаїв. : Можливості Кіммерії, 2001

Кухар-Онышко Н.А. Первый гражданин города Николаева. Фалеев Михаил Леонтьевич / Н.А. Кухар-Онышко – Николаев : Возможности Киммерии, 2010.

Кухар-Онышко Н.А. Богоявленск – колыбель Николаева / Н.А. Кухар-Онышко – Николаев : Изд. Ирины Гудым, 2013.

Снытко И.А. Богоявленск и его окрестности /И.А.Снытко, В.А.Касьяновский. – Николаев : Изд. Ирины Гудым, 2012.

 

Ю.В. Евдокимов

Posted in Б, Евдокимов Ю.В., История Николаева, Религия и церковь, Статьи, Храмы.