Бострем Иван Фёдорович (1857 г. – 2 января 1934 г., Париж)

Бострем Иван Фёдорович (1857 г. – 2 января 1934 г., Париж) – вице-адмирал, военно-морской деятель.

И.Ф. Бострем

И.Ф. Бострем

По окончании Морского училища в 1877 г. произведен в гардемарины и совершил плавание в Северную Америку на пароходе «Цимбрия». В 1882-1885 гг. находился в кругосветном плавании на корвете «Скобелев». Именем И. Ф. Бострема названа бухта в Новогвинейском море, остров Новая Гвинея. Обследована в 1883 г. экипажем корвета «Скобелев».

В 1886-1892 гг. — командир миноносца, старший офицер минных крейсеров «Лейтенант Ильин» (Балтийский флот) и «Капитан Сакен» (Черноморский флот).

В 1893 г. И.Ф. Бострем временно исполнял обязанности директора Балтийского завода. В том же году произведен в капитаны 2 ранга с назначением на Черноморский флот.

В 1898-1901 гг. командовал стационерами в Греции и Турции (пароход «Колхида», канонерские лодки «Кубанец» и «Черноморец»). /Стационер – военное судно, стоящее в иностранной гавани, куда оно посылается для наблюдения за ходом каких-либо событий, угрожающих интересам его государства, которое дает поручение командиру стационера в случае необходимости вмешаться в события и берет на себя ответственность за такое вмешательство/.

В декабре 1901 г. назначен военно-морским агентом в Англии с производством в капитаны 1 ранга.

В августе 1905 г., как «один из лучших офицеров флота» И.Ф. Бострем назначен командиром крейсера «Богатырь». В 1906 г. назначен командующим учебным отрядом боевых кораблей (в составе броненосцев «Слава«, «Цесаревич», крейсера «Богатырь»), 19 августа того же года произведён в контр-адмиралы. С отрядом этих кораблей совершал заграничные практические плавания с корабельными гардемаринами. Настойчиво внедрял опыт передовых флотов мира, что позволило во время аварии «Славы» в 1910 г. довести ее на буксире «Цесаревича» до Гибралтара.

В 1907 г. назначен товарищем (заместителем) морского министр Российской империи и Вице-председателем Адмиралтейств-Совета. В 1908 г. из-за конфликтов с Государственной думой перемещен на должность начальника морских сил Черного моря.

В 1909 г. И.Ф. Бострему присвоено звание вице-адмирала. Летом того же года из-за катастрофы подводной лодки «Камбала» перемещен на должность главного командира Севастопольского порта и военного губернатора Севастополя, а затем начальника Николаевских судостроительных заводов.

В 1909-1911 гг. был назначен командующим Черноморским флотом. С 1911 г. он командир Севастопольского порта, а затем начальник николаевских судостроительных заводов.

Осенью 1911 г. из-за посадки на мель двух кораблей во время визита в Румынию, вынужден уйти в отставку (уволен по суду за допущенную при движении эскадры под его командованием аварию судов).

По выходе в отставку и до 1917 г. – председатель правления Акционерного общества Николаевских заводов и верфей Русского общества, член правления Русского судостроительного общества. Он много сделал в Николаеве для введения в строй в 1915 г. новых линейных кораблей, эсминцев и подводных лодок для Черноморского флота. Весной 1919 г. возглавил правление судостроимтельного завода «Наваль». 1919 – начале 1920 гг. И.Ф. Бострем активно занимался восстановлением кораблей Черноморского флота для Белых армий.

В 1914-1917 гг. активно участвовал в становлении в России юношеского скаутского движения, был председателем общества «Русский скаут» в Петрограде

С 1920 г. И.Ф. Бострем в эмиграции, где состоял председателем Парижской кают-компании и являлся почетным членом Военно-Морского союза. Скончался в Париже 2 января 1934 г.

Его сын Бострем Глеб Иванович  родился в Николаеве в 1898 г. Морской офицер, участник Первой мировой и Гражданской войн. 14.04.1920 г. Особым отделом 18-й стрелковой дивизии 6-й Армии приговорен к одному году лишения свободы по обвинению в службе в рядах Белой Армии. Вновь арестован 07.06.1923 г. по обвинению в руководстве скаутским движением в Архангельске с 1921 по 1923 гг., в продолжении подпольной работы после ликвидации скаутских организаций, в поддержании связи с заграничными бойскаутскими организациями (переписка с отцом и братом, находившимися в эмиграции). 22.11.1923 г. Коллегией ОГПУ уголовное дело прекращено с освобождением из-под стражи. Снова арестован 23.01.1926 г. с предъявлением обвинения в пособничестве шпионажу и руководстве скаутской организацией. Постановлением Особого Совещания при Коллегии ОГПУ СССР от 13.08.1926 г. заключен в концлагерь на три года, с сентября 1926 г. наказание отбывал в Соловецком концлагере. (По воспоминаниям Н.В. Зеленовой-Чешихиной, когда она осенью 1926 г. с этапом московских скаутов прибыла на Соловки, Г. Бострем был капитаном катера «Глеб Бокий», перевозившего заключенных из Кеми на Соловки), Постановлением Особого Совещания от 19.10.1928 г. выслан в Сибирь сроком на три года, находился в Барабинском округе Сибирского края.

Постановлением Особого Совещания при НКВД СССР от 4 марта 1935 года Г.И.Бострем «как социально опасный элемент, вместе с семьей в лице одного человека» сослан в Иргиз Актюбинской области Казахстана. По данному уголовному делу ему вменялось в вину: три предыдущих ареста; отрицательное отношение к ликвидации кулачества; поддержание связей с родными за границей. Постановлением того же Совещания от 19 июля 1935 г. Г.И. Бострему с семьей разрешено проживание в пределах Казахстана, после чего он убыл в г. Кустанай. Арестован 28 ноября 1937 г. УНКВД по Кустанайской обл.  Приговорен Тройкой УНКВД по Кустанайской обл. 4 декабря 1937 г., согласно ст. 58-1а УК РСФСР к высшей мере наказания, расстрелян. Реабилитирован 30 декабря 1963 г. Президиумом Кустанайского облсуда за отсутствием состава преступления. Реабилитирован прокуратурой Архангельской области по уголовным делам 1926-1928 гг. 25 марта 1997 г. По уголовному делу 1935 г. Г.И. Бострем реабилитирован Военной прокуратурой ЛенВО 4 ноября 1999 г.

Его сын Глеб Глебович Бострем вернулся в Архангельск, работал учителем. А затем много лет преподавал на географическом факультете Поморского университета.

 

Источники и литература:

Архив НИЦ «Мемориал» (Санкт-Петербург) [Электронный ресурс] . Режим доступа: http://memorial-nic.org/archive.html

Крючков Ю.С. Бострем Иван Федорович /Ю.С. Крючков, Э.И. Январев // Николаевцы. Энциклопедический словарь – Николаев, 1999. — С. 70-71.

Левченко Л.

Першин А. Под Андреевским флагом в южных морях / А.Першин — М: Akademia 2002.

Поморский мемориал: Книга памяти Архангельской обл. [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://visz.nlr.ru/project/reg/arh.html#1

Рутыч Н. Биографический справочник высших чинов Добровольческой армии и Вооруженных Сил Юга России. Материалы к истории Белого движения /Н. Рутыч – М., 2002.

 

В.Н. Христенко

Posted in Б, Военная история и воинские формирования, История Николаева, Персоналии, Статьи, Флот и судостроение, Христенко В.Н.