Старая синагога в Николаеве

Cтарая синагога в Николаеве – старейшее иудейское культовое сооружение в г. Николаеве. Действовала в качестве синагоги в 1822-1935 гг.

Старая синагога в г. Николаеве. Главный фасад

Старая синагога в г. Николаеве. Главный фасад

В 1819 г. состоялась закладка первой еврейской синагоги в г. Николаеве На этом событии присутствовал Николаевский и Севастопольский военный губернатор А.С. Грейг, а в 1822 г. строительство было завершено и здание освятили. За этой синагогой во второй половине ХІХ в. (после открытия хоральной синагоги) закрепилось название «старой синагоги», а улица, на которой она расположена, впоследствии получила название Черниговской (в советский период ул. Шолом-Алейхема, позднее К. Либкнехта).

Старая синагога непрерывно  действовала на протяжении 113 лет: с момента своего открытия в 1822 г. и до насильственного ее закрытия советской властью в 1935 г. Даже в период с 1829 по 1859 гг., когда проживание евреев в г. Николаеве было запрещено императорским указом (1829 г.) и большинство из них высланы за пределы города, в этой синагоге не прекращались богослужения, для евреев из числа солдат и матросов, проходивших службу в Николаеве, также и нескольких еврейских семей, которые занимались подрядным кораблестроением и поставками для Черноморского флота. За все эти тридцать лет, несмотря на негативное отношение к евреям местного и столичного начальства, богослужения в синагоге ни разу не прекращались.

Основное здание старой синагоги в плане представляет собой вытянутый прямоугольник. Главный восточный фасад, выходит на «красную линию» ул. Черниговской. Это глухая стена, центральная часть которой выделена парой граненых пилястров, характерных для готических сооружений. Углы здания оформлены такими же пилястрами. Основная гладь стены скрыта за декоративной рустовкой и украшена имитацией прямоугольных ниш. Верх здания завершен карнизом и ступенчатым фронтоном.

Очень выразительна северная стена здания. В результате утраты штукатурного покрытия, можно увидеть кладку. Здание сооружалось из бутового камня-известняка разной величины с использованием соединяющего раствора (это был самый дешевый строительный материал в нашем регионе). Очевидно, еврейская община города в это время была не настолько состоятельна, чтобы позволить себе дорогой пиленый камень или кирпич. Главным украшением стены являются окна, расположенные в два яруса. Оконные проемы верхнего яруса имеют готическую форму. Окна нижнего яруса первоначально были более высокими и имели сложную мавританскую форму. Позднее верхняя часть этих окон была изменена и они получили такую же готическую форму, как и в верхнем ярусе, но  стали немного меньше. К сожалению, не сохранилось ни одного изображения интерьеров и деталей внутреннего убранства Старой синагоги. Они полностью утрачены, поскольку внутренние помещения неоднократно перестраивались в 30-80-х гг. ХХ в., когда здесь располагались различные культурно-просветительные учреждения.

В связи с тем, что согласно указу императора Николая І, изданному в 1829 г., началось выселение евреев из Николаева и вплоть до 1859 г. им запрещалось проживать в городе, за эти 30 лет в городе не было построено ни одного нового еврейского культового сооружения. Старая синагога весь этот период была единственным еврейским культовым сооружением и местом для совершения религиозных обрядов.

После того как в 60-х гг. ХІХ в. запрещения на поселение евреев в г. Николаеве были отменены и началось возрождение городской еврейской общины, старая синагога на протяжении почти 20 лет оставалась центром еврейской религиозной и общинной жизни в городе, уступив в 1884 г. эту роль хоральной синагоге.

С установлением советской власти в 20-х гг. ХХ в. здание синагоги было передано в государственную собственность и передавалось религиозной общине на правах аренды. Сама же религиозная община была обязана пройти процедуру государственной регистрации. В мае 1922 г. в ходе кампании по изъятию ценностей в фонд помощи голодающим из Старой синагоги было изъяты культовые предметы из серебра общим весом 18 фунтов и 26 ½ золотников.

В конце 20-х гг. советским государством была развернута атеистическая кампания, сопровождавшаяся закрытием храмов. После того, как в 1928 г. была закрыта хоральная синагога, самая крупная еврейская религиозная община г. Николаева находилась в здании старой синагоги по ул. Шолом-Алейхема, (бывш. Черниговская), № 13, которую теперь часто называли большой или главной.

Представляют интерес статистические данные о составе религиозной общины, которые ежегодно подавались в Николаевский горисполком

Сведения о составе религиозной общины старой синагоги в 1930 – 1935 гг.

годы Всего В том числе Возрастные категории грамот-ные Негра-мотные
Муж. Жен. До 30 лет От 30 до 50 Более 50 лет
1930 86 66 20 22 64 79 7
1932 81 37 44 6 75 73 4
1933 86 66 20 18 68 83 3
1934 90 60 30 24 66    
1935 120 80 40 40 80 110 10

В таблице обращает на себя внимание стабильный численный состав общины, за исключением показателя за 1935 г., такой существенный численный прирост за этот год объясняется двумя факторами: во-первых, в старую синагогу перешла часть верующих из тех синагог и молитвенных домов, которые были к этому времени закрыты; во-вторых, в связи с возникшей угрозой закрытия синагоги, правление религиозной общины пыталось аргументировать необходимость ее сохранения ростом числа верующих.

Когда в 1934-1935 гг. возникла угроза закрытия синагоги, правление религиозной общины  пыталось аргументировать необходимость ее сохранения ростом числа верующих. Нельзя не заметить и то, что большинство членов общины составляли пожилые люди, а молодежи в ее составе вообще не было. Впрочем, к приведенным данным следует отнестись достаточно критично, поскольку значительная часть верующих по разным причинам отказывалась регистрироваться (в условиях разворачивания сталинских политических репрессий таких причин было более чем достаточно). Нельзя не обратить внимание и на то, что среди членов общины нет верующих моложе 30 лет, а большинство составляли люди преклонного возраста. Еврейская молодежь оказалась под сильным влиянием коммунистической и антирелигиозной пропаганды, нередко выступая помощником и опорой властных структур в их борьбе за закрытие синагог.

Для оправдания своих действий, направленных к ликвидации синагоги, власти использовали уже опробованный прием, стремясь официально представить свои действия как проявление желания самих евреев, с этой целью по городу начался сбор подписей «трудящихся евреев» под обращением за передачу культового сооружения для «культурных потребностей города». Одновременно от горисполкома направлена проверочная комиссия, которая составила акт о состоянии здания. Целью этого документа было доказать, что религиозная община не в состоянии содержать и ремонтировать здание.

6 августа 1935 г. руководство общины обратилось с письмом в Николаевский горсовет, в котором высказывались аргументы в пользу сохранения синагоги. В письме особо подчеркивалось, что реальное количество верующих в несколько раз превышает число тех, кто решился официально зарегистрироваться. В качестве доказательства прилагался список верующих в составе 193 человек.

В Николаевский горсовет от правления и представителей религиозной общины большой /главной/ синагоги в г. Николаеве, ул. Шолом-Алейхема, № 13

По имеющимся у нас сведениям, некоторые лица собирают подписи на предприятиях и в учреждениях среди трудящихся евреев на предмет ходатайствования перед соответствующими органами власти о закрытии большой /главной/ синагоги в г. Николаеве по ул. Шолом-Алейхема, № 13, с тем, чтобы использовать помещение для других целей.

Поскольку нам известно, эти лица, собирающие подписи, объясняют сои мотивы подписавшим тем, что синагога пустует, нет молящихся, а посему следует использовать ее для такого культучреждения, где посещаемость гораздо больше. Сим заявляем, что эти мотивы не верны и не соответствуют действительности. На самом деле синагогу посещает довольно большое количество граждан-евреев, имеющих такое же право на это помещение для выполнения своих религиозных обязанностей, как и другие для других надобностей.

Правда, в будние дни посещаемость синагоги не так значительна, но по праздникам особенно в дни еврейского Нового года и Судного дня посещаемость очень велика. Как пример может служить прошлый год, когда в дни Нового года и Судный день синагога была переполнена молящимися прямо до отказа, не только не хватало места для сидения, но и не было даже где стоять. Как всякое культучреждение, синагога рассчитана на периодическую посещаемость и никак нельзя считать, что именно верующие должны посетить синагогу ежедневно в таком количестве, как в большие праздники.

Хотя по списку, доставленному нами в Административный отдел,  число прихожан нашей синагоги невелико, но на самом деле число граждан, посещающих синагогу, во много раз превышает числящихся в списке и этот список далеко не полный, по нем нельзя судить о действительном числе прихожан синагоги. Дело в том, что при всем нашем желании, [мы] не можем внести в список всех посетителей синагоги. Многие приходят молиться и, по причинам им известным, не желают указать свои фамилии, а мы ведь не можем требовать от молящегося, чтобы он непременно указывал свою фамилию. Мы считаем, что двери синагоги должны быть открыты для всех желающих и не можем не впускать в синагогу кого бы  то ни было по случаю нежелании назвать свою фамилию. Вот почему в списках Админотдела  не указаны фамилии всех прихожан, но в действительности число их очень велико и в дни Нового года и больших праздников доходит приблизительно до 1000 человек и больше.

Считаем необходимым указать, что в нашу синагогу целиком перешли прихожане из пяти закрытых синагог: из бывшей хоральной, «Ашкеназим», мясников, польской и бывшей портняжеской. С закрытием нашей синагоги совершенно не будет места ля моления, хотя и имеются еще три синагоги в этой части города, но они маленькие и никоим образом не могут туда вместиться прихожане нашей синагоги, периодически переполненной до отказа.

Поскольку мы выполняем все обязанности по договору с Админотделом и за нашей общиной не числится никаких долгов и поскольку мы представляем собой довольно значительную группу, полагаем, что нет никакого основания для закрытия синагоги и передачи ее помещения другим.

От имени прихожан и молящихся нашей синагоги просим и умоляем оставить синагогу в наше пользование по прямому назначению для молитвы и не отдавать ее для других надобностей, принимая во внимание также и то, [что] для верующих место для моления также крайне необходимо, как какое бы то ни было культучреждение для других.

Г. Николаев, августа 6 дня 1935 г.

Подписи: Б. Заславский, С. Самунишский, Х. Маркович, М. Коган, Я. Каган, Д. Зельдович, А. Френкель, Я. Краинский

Для Николаевского горсовета более весомыми оказались аргументы в пользу закрытия синагоги, изложенные в докладной записке инспектора по делам религиозных культов Григорука, составленной 13 сентября 1935 г.

До президії Миколаївської міскради

Від інспектора релігійних культів тов. Григорука

Доповідна записка

Додаши до цього матеріали з вимогою трудящих євреїв м. Миколаєва про зачинення старої синагоги, яка міститься по Чернігівькій вулиці, № 13 та передачі останньої на культурні потреби міста, що стверджується власноручними підписми в кількості 1467, зауважую, що стара синагога міститься на одній дворовій площі пору з музеєм природи та будинком лікаря; з другого боку, [релігійна громада], об`єднуючи 120 чоловік віруючих, здебільшого утриманців, не  спроможна утримувати заарендовану у держави будівлю, ка щороку руйнується і загрожує зовсім вийти із ладу.

Одночасно, релігійна громада старої синагоги цілком має змогу задовольнити свої релігійні потреби в інших синагогах, що розташовані від старої синагоги в далечині 3-х кварталів, а саме синагоги «Хабат», та «Мерчиків».

Виходячи з цього, вважаю цілком доцільним задовольнити клопотання трудящих євреїв м. Миколаєва щодо зачинення старої синагоги та передачі її на культурні потреби міста, а саме для організації дитячого будинку, в чому відчувається гостра потреба

13. ІХ. 1935 р.                                              Григорук

2 октября того же года принято постановление президиума Николаевского городского совета «О закрытии старой синагоги по ул. Шолом-Алейхема (бывшей Черниговской), № 13». В качестве обоснования для такого решения приводятся «…ходатайства трудящихся евреев о закрытии старой синагоги и передачу  помещения последней для культурных потребностей». В здании синагоги открылся рабочий клуб, а в послевоенный период здесь располагался Дом пионеров, а затем до середины 90-х гг. здесь действовал городской клуб медицинских работников.

К сожалению, комплекс зданий старой синагоги ныне находится в запущенном и полуразрушенном состоянии, а его восстановление представляется крайне сложной в техническом отношении задачей, между тем, здание, признанное памятником истории и культуры, продолжает разрушаться и возможность его реконструкции представляется все более проблематичной. Остается только надеяться, что со временем это сооружение (одно их самых старых зданий г. Николаева), ныне переданное в распоряжение Николаевской еврейской религиозной общины, все же будет восстановлено и станет достойным украшением  исторической части города.

 

 

Источники и литература:

 

 

ГАНО. Ф.Р. 8, оп. 1, д. 558, л. 2, 11, 20, 22-26.

 

Заковоротний Д.И. Храмы Николаева  − Николаев, 2001. ─ С. 42.

Щукин, В.В. Религиозная жизнь еврейской общины / Щукин В.В., Павлюк А.Н. Земляки.  Очерки истории еврейской общины города Николаева (конец XVIII – начало ХХ вв.) / В.В. Щукин, А.Н. Павлюк  – Николаев: Изд. Ирины Гудым, 2009. – С. 125-147.

Щукин В.В. Дорога к храму. Еврейские культовые сооружения и религиозные общины в г. Николаеве. Очерк истории /В.В. Щукин – Николаев: Изд. Шамрай П.Н., 2011. – С. 5-9, 53-56.


В.В. Щукин

Posted in Религия и церковь, С, Статьи, Щукин В.В..