Энквист Оскар Адольфович /Oskar Wilhelm Enqvist/ (28 октября 1849 г. – 3 марта 1912 г. Кронштадт)

Энквист Оскар Адольфович /Oskar Wilhelm Enqvist/ (28 октября 1849 г. – 3 марта 1912 г. Кронштадт) – вице-адмирал, Николаевский градоначальник и командир Николаевского порта в 1902 – 1904 гг.

О. А. Энквист

О. А. Энквист

Происходил из обер-офицерских детей (особая сословная группа в Российской империи – дети, родители которых дослужились до статуса личных дворян, т.е. не могли передать дворянское звание своим наследникам). В роду Энквистов морская служба  была наследственным занятием отпрысков мужского пола. Отец – капитан Адольф Фредерик Энквист также считал, что его сын Оскар Вильгельм, родившийся 28 октября 1849 г. должен продолжать семейную традицию. В пятнадцатилетнем возрасте (1865 г.) О.А. Энквист принят в Морское училище. По его окончании он начал службу на Балтийском флоте, 20 апреля 1869 г.  произведен в гардемарины и зачислен во флотский экипаж. Начало службы было достаточно успешным. 31 марта 1871 г. О.А. Энквист произведен в лейтенанты, а в марте 1875 г. назначен командиром 10-й роты команды корабля «Петр Великий», а в июне того же года – командиром 6-й роты корвета «Богатырь», в 1878 г. – командир 3-й роты команды крейсера «Князь Пожарский». На протяжении 1867-1870 гг. совершал плавания по Финскому заливу и Балтийскому морю. В 1870-1871 гг. совершил первое заграничное плавание. В августе 1881 утвержден командиром 9-й роты команды корвета «Варяг».

В июне 1884 г. О.А. Энквист назначен старшим офицером канонерской лодки «сивуч» и направлен в Швецию для наблюдения за ее постройкой. 26 февраля 1885 г. ему присвоен чин капитан-лейтенанта, а через год – капитана 2 ранга. В 1888 г служил старшим офицером на фрегате «Память Азова».

В 1890-1891 г. совершил длительное плавание до берегов Цейлона, Сиама, Китая, Японии, после чего продолжал службу на Дальнем Востоке.  С 27 мая 1891 г. по 21 сентября 1893 г. Оскар Адольфович Энквист – командир мореходной канонерской лодки «Бобр». Занимался гидрографическими работами у побережья Кореи, в ходе их осуществления ему удалось открыть в дальневосточных морях неизвестную ранее лагуну, которую он назвал своим именем, но название не прижилось, ныне эту лагуну называют Хаптоган.

6 декабря 1894 О.А. Энквисту присвоено звание капитана 1-го ранга. В 1893-1895 гг. он командовал экипажами судов в Тихом океане, а в июле 1895 г. назначен командиром крейсера «Герцог Эдинбургский». Это был наиболее успешный период его морской карьеры.

В 1897 г. О.А. Энквист переведен на Балтийский флот, но с 1899 г. в море не выходил. В декабре 1900 г. временно назначен командиром Кронштадтского порта. 6 декабря 1901 г. «за отличие по службе» О.А. Энквист пожалован званием контр-адмирала.

13 сентября 1902 г. Департаментом общих дел МВД направлено письмо исполнявшему обязанности градоначальника г. Николаева, в нем говорилось: «Именным высочайшим указом в 9 день сего сентября Контр-адмиралу Энквисту всемилостивейшее повелено быть командиром Николаевского порта и градоначальником города Николаева вместо контр-адмирала Тикоцкого». Таким образом, до назначения в Николаев О.А. Энквист прослужил на флоте 32 года, сделал успешную карьеру, но ни разу не принимал участия ни в одной военной кампании или сражении.

К моменту назначения на должность Николаевского градоначальника О.А. Энквист был женат на Елене Васильевне Калмычковой и имел большую семью, у него было три дочери: Елизавета, Юлия, Анна и сын Василий (впоследствии он стал чиновником Морского ведомства, дослужился до чина коллежского ассесора). Как указано в «Послужном списке», никакой недвижимости его семья к этому времени не имела, т.е. жили исключительно на жалование главы семьи.

Наиболее памятным событием за весь период пребывания О.А. Энквиста на посту Николаевского градоначальника было получение им первого за весь период его службы ранения. Летом 1903 г. Юг Украины охватила политическая забастовка. В августе 1903 г. в Николаеве происходили столкновения рабочих с полицией. Во время одного из них О.А. Энквист получил  (как писалось в официальных документах) «поранение во время уличных беспорядков». Дело приобрело общероссийскую огласку. 18 августа 1903 г. император Николай І осведомлялся о состоянии его здоровья и «пожелал контр-адмиралу О.А. Энквисту скорейшего и совершенного выздоровления от последствий поранения». Кроме того, министр внутренних дел В.К. Плеве сообщил, что «государь император высочайше повелеть соизволил высочайшую благодарность Вашему превосходительству».

За все время пребывания в Николаеве О.А. Энквист не совершил ни одного выхода в море.

26.04.1904 г. О.А. Энквист завершил свою службу в г. Николаеве и выехал в Петербург, т.к. он  (по протекции своего кузена – адмирала Ф. К. Авелана)

назначался младшим флагманом 2-й Тихоокеанской эскадры и командиром крейсерского отряда который должен был отправляться на Дальний Восток на театр военных действий русско-японской войны. Конр-адмиралу предстояло впервые в своей жизни принять участие в военных действиях.

Начало карьеры О.А. Энквиста в качестве боевого командира эскадры было крайне неудачным. В ночь на 22 октября 1904 г. в Северное море, недалеко от английского города Халл (Гулль) произошел т.н. Гулльский инцидент. Русские броненосцы 2-й Тихоокеанской эскадры обстреляли английскую рыболовецкую флотилию, приняв в тумане английские суда за японские миноносцы, проданные ей Англией. При этом в собственный крейсер «Аврора» попало несколько снарядов, от которых был смертельно ранен судовой священник отец Анастасий и легко ранен один комендор.

Этот инцидент привел к ухудшению и без того натянутых русско-британских отношений и блокированию русской эскадры в испанских портах английским флотом.

2-й Тихоокеанской эскадре под командованием контр-адмирала О.А. Энквиста предстояло принять участие в Цусимском сражении. Два флота встретились рано утром 14 (27) мая 1905 года в проливе между Кореей и Японией, к востоку от островов Цусима

Яркую характеристику личности О.А. Энквиста дал известный русский писатель А.С. Новиков-Прибой в своем романе «Цусима» (Книга вторая. «Бой». Часть четвертая «Осколки эскадры» Глава 6-7):

Отрядом крейсеров 2-й эскадры командовал контр-адмирал Оскар Адольфович Энквист. Какими соображениями руководствовалось морское министерство, назначая его на такой ответственный пост, никому не было известно.

Очевидно, выбор пал на него только потому, что он имел представительную внешность: коренастый, широкоплечий, с раскидистой седой бородой. Во время похода эскадры старик часто показывался на мостике в круглом белом шлеме, в белых брюках и в белом, похожем на просторную кофту, кителе. Если бы не золотые пуговицы и не золотые погоны с черными орлами, никто из посторонних не мог бы признать в нем адмирала русского флота. Походкой, манерой держаться и говорить Энквист напоминал доброго помещика, любимого своими служащими и рабами за то, что он тихого нрава, ни во что не вмешивается и неумен. При таком барине его крепостным жилось лучше, чем у соседних господ.

На 2-й эскадре его звали «Плантатор».

С 1895 по 1899 год он был командиром крейсера 1-го ранга «Герцог Эдинбургский». На этом учебном судне, ходившем под парусами, подготовлялись строевые квартирмейстеры. Таким образом, из Энквиста выработался типичный марсофлотец. Раньше он не только никогда не командовал отрядом боевых судов, но и не плавал на новейших броненосцах или крейсерах, снабженных усовершенствованной техникой. До русско-японской войны он служил градоначальником в городе Николаеве, где благодаря своему мягкому характеру стяжал любовь среди местных жителей. Высшее начальство сняло его с этой должности и поручило ему вести корабли в бой, чтобы овладеть Японским морем и решить участь всей войны. Неуверенный, во всем сомневающийся, безвольный, он, когда отдавал какое-нибудь распоряжение своим помощникам, сейчас же вставлял свою любимую поговорку:

– А хорошо ли будет?

В таких случаях его всегда выручал старший флаг-офицер, лейтенант фон Ден, отвечая:

– Должно получиться отлично, ваше превосходительство. Старший флаг-офицер, умный и выдержанный аристократ, пользовался во флоте большим влиянием.

Энквист всегда соглашался со всеми его предложениями.

В ходе самого сражения 14 мая 1905 г. контр-адмирал О.А. Энквист не проявил особых талантов флотоводца, но ночью после первого дня сражения он увел в южном направлении остатки крейсерского отряда с места сражения, оставив без прикрытия вверенные ему транспорты и отказавшись от продолжения прорыва во Владивосток.

Крейсера отряда контр-адмирала О. А. Энквиста «Олег», «Аврора» и «Жемчуг» утром 15 мая были в Восточно-Китайском море. Из-за бедственного положения «Олега» контр-адмирал перенёс свой флаг на «Аврору» и принял командование этим кораблем, и все три крейсера отправились в Шанхай для дозаправки углем с целью последующего перехода во Владивосток вокруг Японии. Однако рассчитав, что им не хватит положенных по международному праву 24 часов для заправки углем и ожидая, что они будут блокированы в Шанхае якобы преследующим их японским отрядом, на крейсерах решили идти в Манилу, бывшую тогда под протекторатом США.

Отряд кораблей под командованием О.А. Энквиста

21 мая 1905 г. прибыл в порт Манилу, где находилась военная база США, корабли и их команда были там интернированы и разоружены.

По окончании русско-японской войны контр-адмирал вместе с отрядом кораблей возвратился в Россию.

13 марта 1906 г. контр-адмирал О.А. Энквист назначен флагманом на  Балтийском флоте, а уже 19 ноября 1907 г. уволен от службы

с производством в вице-адмиралы.

На судебном процессе по делу адмирала Небогатова «Энквисту вменяли в вину то, что после дневного боя он бросил погибавшие броненосцы и, вместо того чтобы защищать их от ночных минных атак, увел свои крейсеры в безопасную Манилу. Морской суд долго решал, виновен Энквист или нет. Некоторые заседатели считали, что три легких крейсера ничего бы не изменили в судьбе эскадры и сами бы пали бесполезной жертвою, а так они спасены для России… Меру наказания Энквисту не определили. Однако в печати его высмеивали беспощадно. «Контр-адмиралу Энквисту, – писал известный публицист Португалов, – и по годам, и по другим обстоятельствам гораздо будет удобнее доживать свой век в отставке, посвящая свои досуги на устройство гонок на скорость где-либо в тихой заводи реки…

Энквист ушел с флота и жил затворником, снедаемый «черной меланхолией». Он не вышел на люди даже на похоронах жены. А вскоре умер сам».

О.А. Энквист умер 3 марта 1912 г. в Кронштадте

Что же касается утверждения А.С. Новикова-Прибоя о том, что О.А. Энквист на посту Николаевского градоначальника «стяжал любовь среди местных жителей», следует заметить, что известный писатель явно дал волю собственной фантазии.  Во всяком случае, ничем выдающимся этот градоначальник в памяти николаевцев не отмечен.

 

Источники и литература:

ГАНО. Ф. 229, оп. 1, д. 266.

Егорьев Е. Р. Вокруг старого света 1904–1905 гг. (Путевые заметки командира «Авроры») / Е.Р. Егорьев// Морской сборник – 1915. – № 8-9.

Заключение следственной комиссии по выяснению обстоятельств Цусимского боя // «Морской сборник»  – 1917 – № 7-9.

Овандер Э. Э. Заметки о 2-ой Тихоокеанской эскадре /Э.Э. Овандер // Известия общества офицеров флота. – СПб., 1913.

Черкашин Н. Тайны погибших кораблей (От Императрицы Марии до Курска) /Н. Черкашин [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://likebook.ru/books/view/46943/

 

В.В. Щукин

Posted in Персоналии, Статьи, Щукин В.В., Э.