Гедройц Николай Антонович (01.05.1853 – 1933 гг.) — художник, меценат, общественный деятель, инициатор и организатор создания Николаевского художественного музея им. В.В. Верещагина.
Происходил из древнего рода литовско-польских князей Гедройцев (Гедройтских). Род Гедройцев утвержден в княжеском Российской империи достоинстве со внесением его в V часть родословных книг по губерниям Виленской, Тверской, Новгородской.
Николай Антонович Гедройц — выпускник Санкт-Петербургской академии художеств, Имел прекрасную коллекцию картин известнейших авторов. Оказывал финансовую и моральную поддержку как талантливым, подающим надежды, так и уже известным художникам и скульпторам. В числе его друзей были художники И.Е. Репин, В.В. Верещагин, Н.С. Самокиш, Л.М. Антокольский, А. И. Куинджи, В.М. Васнецов, К.А. Трутовский, Д.М. Левашов, А.И. Комашка, В.В. Матэ (редактор рисунков Т.Г. Шевченко, изданных в 1911—1914 гг.), Н.Н Ге, А.А. Куринной; скульпторы М.М. Антокольский, И.Я. Гинцбург, харьковский архитектор А.Е. Ефремов, директор Харьковского Художественного училища А.М. Любимов, директор Строгановского училища Н.В. Глоба, историк Д.И. Яворницкий.
Николай Антонович с энтузиазмом воплощал в жизнь идею своего близкого друга В.В. Верещагина о возможности создания художественных музеев в провинции за счет переполненных фондов столичных музеев.
«После гибели В. В. Верещагина… я не перестаю получать массу предложений от разных городов, не только губернских, но даже и от уездных, с настоятельными просьбами помочь им в организации художественных музеев и при них школ рисования и прикладного искусства», — писал в 1911 г. Н.А. Гедройц своим коллегам в Академию художеств.
На Съезде русских художников в Санкт-Петербурге в 1912 г. им было высказана мысль о необходимости организации передвижных художественно–просветительных выставок. От министерства путей сообщения он сумел добиться выделения на эти цели «дарового провоза экспонатов и двух вагонов…, от министерства народного просвещения и Общества Трезвости субсидии в три и пять тысяч рублей» соответственно
В 1912 г. по инициативе Н.А. Гедройца и при непосредственном участии в г. Херсоне открывается Художественный Музей, а в Севастополе начал действовать кружок художественных ремесел «Среда».
В 1913 г при участии Н.А. Гедройца основан в художественный музей в Мариуполе. В этом же году открыта Художественная секция при Елисаветградском «Обществе развития грамотности и ремесел». К Шевченковским дням 1914 г., т.е. к столетию со дня рождения поэта, в Екатеринославе также открывается Художественный Музей.
Проживая в Николаеве, Н.А. Гедройц инициировал создание Общества любителей изящных искусств им. В.В. Верещагина, которое в 1913 г. насчитывало более 100 членов и объединяло николаевских художников и любителей искусства. Целью деятельности Общества было достойно увековечить память В. Верещагина, пропагандировать изобразительное искусство, морально и материально поддерживать художников. О высоком авторитете Общества свидетельствовал и факт опеки над ним Великого князя Кирилла Владимировича. В рамках этого общества он выступил с инициативой создания в городе художественного музея в память о художнике В.В. Верещагине, погибшем в 1904 г. в ходе русско-японской войны.
Идея встретила горячее сочувствие и поддержку со стороны городского головы Николая Павловича Леонтовича, который всемерно содействовал созданию музея.
Большую поддержку в реализации этой идеи оказал великий русский художник И.Е. Репин.
Вместе с Н. А. Гедройцем одним из главных организаторов-учредителей музея стал художник В. А. Мурзанов. В 1910 г. он основал в Николаеве художественную школу, которая называлась «Школой рисования, черчения и лепки». После открытия музея школа была переведена под его крышу. Сам же В. А. Мурзанов стал первым главным хранителем музея им. В. В. Верещагина вплоть до 1922 г.
Общество развернуло активную деятельность, собирало произведения для будущего музея, издавало брошюры с воспоминаниями современников о художнике, проводило благотворительные выставки и вечера, сборы от которых шли на дело организации музея. По инициативе Н.А. Гедройца, организационный комитет обратился с письмом к Президенту Академии Художеств, где отмечалось: “Имя В.В. Верещагина, как прежнего воспитанника морского училища, который, кроме того, так трагически погиб в морской стихии, окружено исключительно трогательным почетом среди моряков. И мы, николаевцы, стремимся увековечить память прославленного художника-философа…, который так блестяще прославлял своим гением нашу Отчизну”.
Императорская Академия художеств и Русский музей (С.-Петербург) выразили согласие на передачу для николаевского художественного музея произведений В.В. Верещагина и других полотен знаменитых художников. Ряд меценатов согласились передать будущему музею произведения из своих коллекций. Вдова художника Л.В. Верещагина передала личные вещи художника, Императорский Ломоносовский фарфоровый завод готовился отправить в Николаев фарфоровые изделия.
Здание для Музея было выделено распоряжением Военно-Морского Министра И.К. Григоровича. К нему лично обратился Николай Антонович, заручившись поддержкой И.Е. Репина. Это было принадлежавшее морскому ведомству здание Гауптвахты, сооруженное в самом центре города в конце XVIII в. по проекту И.Е. Старова. Здание было передано городу в аренду сроком на 12 лет. Музей планировалось разместить на его верхнем этаже здания, а художественные мастерские, школу искусств и другие вспомогательные помещения должны были располагаться на первом этаже, здесь же планировалось открыть лавку, где продавались бы декоративно-прикладные изделия, брошюры о В.В. Верещагина и прочее.
Постепенно формировалась экспозиция музея, ее основу составили 148 разных (картин, этюдов и рисунков) произведений В.В. Верещагина, которые были получены из Русского музея им. Александра ІІІ. Среди них самыми выдающимися были 20 картин, три из которых демонстрировались в декабре 1914 г. в Петербурге на посмертной выставке произведений В.В. Верещагина.
В то же время Петербуржская Академия искусств отправляет в Николаев 29 работ известных русских мастеров кисти и резца. В коллекцию музея вошли произведения И.К. Айвазовского “Пушкин на берегу моря”, Н.И. Авилова “Иван Грозный на прогулке”, В.Е. Маковского “Букинист”, К.Я. Крыжицкого “Штиль”, работы Д.К. Крайнева, В.Д. Поленова, Ф.О. Рубо и др. Позже поступило еще 9 работ. Кроме живописи, были переданы и скульптуры М.М. Антокольского “Иван Грозный”, В.О. Беклемишева “Святая Варвара”.
Открытие Николаевского художественного музея состоялось 6 июня 1914 г. – в день 10-летия гибели на броненосце “Петропавловск” вице-адмирала С.О. Макарова и художника-баталиста В.В. Верещагина. К этой дате был приурочен приезд в Николаев сына В.В. Верещагина. Он преподнес музею ряд предметов из обстановки мастерской отца, а также письменно подтвердил его авторство на оборотной стороне 11 рисунков, принесенных в дар музею князем Н.А. Гедройцем. На момент открытия в коллекции Музея насчитывалось 230 произведений изобразительного искусства.
Н.А. Гедройц также приложил немало усилий к открытию художественного музея в г. Сумах, дома-музея И.Е. Репина в г. Чугуеве.
Осенью 1918 г. в Н.А. Гедройц переехал в Харьков, где до конца жизни проживал в доме по улице Херсонской 7/12 (сохранился). Тогда же был принят на работу в губернский Комитет по охране памятников искусства и старины. С 1919 г. Н.А. Гедройц – инструктор Музейной секции, которой руководил известный историк Д. Багалей. В это время Н.А. Гедройц деятельно помогал Д. Яворницкому в завершении оборудования и открытии Днепропетровского (Екатеринославского) исторического музея. С 1921 г. Николай Антонович – эксперт Харьковского Художественно-Исторического Музея, а с 1926 г. – реставратор фарфора Художественного фонда Социального Музея им. Артема.
В октябре 2003 г. в Государственном архиве Харьковской области в материалах, полученных на хранение из фондов СБУ, было найдено уголовное дело, свидетельствующее о конфискации в 1930 г. сотрудниками Управления Пограничной Охраны Главного Политического Управления УССР (УПО ГПУ УССР) у Николая Антоновича Гедройца принадлежавших лично ему фамильных ценностей на общую сумму чуть более чем 17 078 рублей. По свидетельству родственников Н.А. Гедройца, в 1932 г. его арестовали, но вскоре отпустили.
Умер Н.А. Гедройц в Харькове 31 января 1933 г.
В 2004 г., благодаря усилиям группы энтузиастов под руководством С. Н. Рослякова, в холле Николаевского художественного музея им. В.В. Верещагина установлен скульптурный портретный бюст Н.А. Гедройца работы николаевского скульптора И. Макушиной, также памятная доска. В 2008 г. мемориальная доска Н. А. Гедройцу (автор — скульптор Инна Макушина) открыта на здании Украинской инженерно-педагогической академии в Харькове. В этом здании он работал в 1919-1921 гг.
Источники и литература:
Государственный архив Харьковской области. Ф. 3, оп. 283, д. 521, л. 2-14.
Государственный архив Харьковской области. Ф. 52, оп.3, д. 85.
Государственный архив Харьковской области. Ф. 4365, оп. 1, д. 32, 45.
Зеленина Е. Николай Гедройц — человек, объединивший народы /Е. Зеленина // Время 11.06.2008
Кухар-Онышко Н.А. Гедройц Николай Антонович / Н.А. Кухар-Онышко // Николаевцы. Энциклопедический словарь. 1789–1999гг. — Николаев, 1999. — С. 99.
Николаевский художественный музей им. В.В. Верещагина — К.: Мистецтво», 1984 г.
500 впливових особистостей. Національна іміджева програма, Харківська область, 2000 р. — Харків: Східно-Український біографічний інститут, 2000. — С. 80.
В.В. Щукин