Голта ─ поселение на правом берегу р. Южный Буг в месте ее слияния с р. Синюхой, в 1919 г. включено в состав г. Первомайска.

Голта на карте нач. ХІХ в.

Голта на карте нач. ХІХ в.

Голта возникла во ІІ половине  XVIII  в. Это была т.н. ханская слобода, которую основали на землях, принадлежавших тогда к Очаковскому эйялету Турецкой империи беглые украинские крестьяне и казаки.

В 1763 г. российским правительством была направлена в ханские слободы разведка из запорожских казаков. В их отчете встречаем первое письменное упоминание о поселении:  «Слобода, называемая Голта с прошлого 1762 года над самой рекой Бугом, при самой российской границе, против Слободского козачьего полку слободы Орлика, в ней поселения до 30 хат». Считается, что название поселения происходит от тюркского Олта, что означает «низменность». После победы России в русско-турецкой войне 1787—1791 гг., согласно условиям Ясского мирного договора, селение Голта отошло в состав Российской империи.

В 1799 г. в поселении числилось 183 двора, 461 душа мужского пола и 449 ─ женского. «Указом Его императорского величества из Правительствующего Сената от 21 числа февраля сего года [1807 г.] за номером 5423 предписано сей [Херсонской казенной] палате учинить определение о присоединении в предместье города Ольвиополя казенного селения Голты по местному их положению и по взаимным связям тамошних обывателей».

В 1829 г. Голта переведена на положение военного поселения, и включена в состав Херсонских поселений четвертого Бугского уланского полка. После ликвидации военных поселений в 1857 г. Голта вновь стала казенным селом Ананьевского уезда Херсонской губернии. В 1859 г. здесь проживало 1225 человек. По сравнению с соседними городом Ольвиополем и местечком Богополем, Голта, вплоть до середины ХІХ в., в экономическом отношении была наименее развитым поселением.

Положение изменилось к лучшему в конце 60-х гг. это было связано с развитием железнодорожного строительства. В 1865 г. была построена дорога Одесса-Балта, в 1867 году — Балта-Ольвиополь и далее до Елизаветграда. Первая железнодорожная станция была построена на левом берегу Южного Буга в Ольвиополе, но затем в 1869 г. построили железнодорожный мост через Южный Буг  и станция переведена на правый берег — в Голту.  Со временем сюда перенесли управление всей Елисаветградской железнодорожной ветвью. Это событие стало мощным стимулом для дальнейшего экономического развития населенного пункта. В 1870 г. в Голте был открыт пивоваренный завод, один из крупнейших в регионе.

Одновременно со строительством железной дороги и моста через Южный Буг немецкий предприниматель Гейне открыл вблизи железнодорожной линии мастерскую по ремонту молотилок и изготовлению заклепок для нового моста. Заказов было много. Гейне расширил производство. Мастерская превратилась в деревообрабатывающий и литейный цеха. Со временем мастерские преобразуются в завод по изготовлению конных молотилок, оборудования для мельниц и различного сельскохозяйственного инвентаря.

В 1895 г. рядом с заводом Гейне инженер-механик Генрих Фаатц построил вступил в строй механический и чугунолитейный завод. После Октябрьской революции 1917 г. заводы Гейне и Фаатца национализировали и в 20-х годах объединили, в результате был создан машиностроительный завод имени 25 Октября, который на протяжении нескольких десятилетий был крупнейшим промышленным предприятием г. Первомайска

В Голте  действовали два банка.

В окрестнотях Голты открыли гранитный карьер, где добывался ценный строительный и отделочный камень, а также производился щебень.

С 80-х гг. ХІХ  в. Голта и Богополь стали одним из крупнейших на юге страны рынков рабочей силы. Сюда съезжались в поисках работы тысячи рабочих и батраков из северных украинских и российских губерний. Для их размещения и обеспечения был открыт Голтянско-Богопольский лечебно-производственный пункт, через который только в 1888 г. прошли 7214 человек. Большинство из них находили работу в окрестных помещичьих и крестьянских хозяйствах или отправлялись далее в крупные города в поисках работы на фабриках и заводах.

На протяжении 60-90-х гг. ХІХ в. Голта становится крупным экономическим центром региона, ее население за эти годы выросло в 5,4 раза, при этом она сохраняла статус села Ананьевского уезда Херсонской губернии. По данным за 1891 г. здесь было дворов 819, жителей 6584.

В конце ХІХ в. в Голте работали 2 пивоваренных завода (сумма производства — до 115000 руб.), завод земледельческих машин (производство на 20000 руб.), железнодорожное депо, большие хлебные склады, четыре мукомольных мельницы и еще несколько других менее значительных предприятий по переработке сельскохозяйственных продуктов. Всего же в селении было 21 предприятие и коммерческое заведение.

Всероссийскую известность имел Голтянский завод пивоварения, построенный Бельгийским Товариществом в 1870 г., завод был оснащен по наиболее передовым тогдашним технологиям, это было первое в поселении предприятие с паровым двигателем, его продукция доставлялась железной дорогой в  разные места России. По примеру бельгийцев, предприниматель Фаатц открыл еще один пивзавод, но вскоре, не выдержав конкуренции с ними, продал им все оборудование. Ячмень и хмель для производства пива привозили преимущественно с Подолья.

В Голте функционировало начальное училище, школа при заводе, двухклассное железнодорожное училище (с пятилетним сроком обучения), в 1909 г. открыто коммерческое училище. В 1908 г. на частные пожертвования открыта первая библиотека. В 1880 ─ 1882 гг. открыта земская больница на 20 коек, к 1910 г. их число возросло до 30, здесь работали 3 врача и 4 фельдшера.

К концу XIX в. три населенные пункта — г. Ольвиополь, м. Богополь и с. Голта — фактически составляли один динамично развивавшийся торгово-промышленный центр. При этом все три населенных пункта административно относились к разным уездам Херсонской губернии: селение Голта к Ананьевскому уезду, местечко Богополь ─ к Балтскому,  и город  Ольвиополь ─ к Елисаветградскому.

С установлением советской власти в 1919 г. ревкомы и профсоюзы трех населенных пунктов высказали предложение об их объединении в один город. Против этого объединения не возражали ни в одном из трех поселений, однако не было согласия относительно названия города. Представители Ольвиополя хотели, чтобы новый город имел историческое название древнейшего поселения — Орлик. Голтянцы настаивали на распространении названия их селения на весь новый город. Богопольцы предложили свое — Алексеевск, но ни одно из предложений не получило большинства. И поскольку не было единства, созвали объединенный митинг трудящихся. Митинг состоялся 1 мая 1919 г. на площади перед больницей Ольвиополя. Открыл его председатель ревкома И. Рухлин. Затем выступил Т. Гуляницкий — командир 1-го коммунистического партизанского отряда. Он предложил утвердить решение ревкома об объединении трех частей в один город и назвать его в честь Международного дня солидарности трудящихся — Первомайском. Собрание поддержало это предложение.

В период немецко-румынской оккупации украинских земель в 1941 ─ 1944 г. Первомайск был переименован оккупантами в Голту. Город был захвачен немецкими войсками в первых числах августа 1941 г., а затем его передали румынскому командованию. Голту включили в состав румынской оккупационной зоны Транснистрии и сделали центром Голтского (Голтянского) уезда, в состав которого включили часть Первомайского района, а также Кривоозерский, Доманевский, Врадиевский и Любашевский районы, которые до начала войны входили в состав Николаевской и Одесской областей. После освобождения города советским войсками весной 1944 г. ему было возвращено прежнее название ─ Первомайск.



Источники и литература:

ГАОО. Ф. 1, оп. 220 (1807 г.), д. 3, л. 9.

Історія міст і сіл УРСР. Миколаївська область ─ К., 1971. ─ С. 654-671.

Вся Россия. Адрес-календарь ─ М., 1912. ─ С. 4838.

Материалы для географии и статистики России, собранные офицерами Генерального Штаба. Херсонская губерния / Составил полковник А.Шмидт ─ Ч. 2. – СПб., 1863. ─ С. 477.

Материалы для оценки земель Херсонской губернии. Прилож. к 5-му т. ─ Херсон, 1889. ─ С. 2-3.

Скальковский А. История Новой Сечи или последнего коша запорожского. — Одесса, 1846. — Ч. I. — С. 66-68.

 

В.В. Щукин