Инглези Леонид /Леонидас/ Васильевич /Inglezi, Leonidas/ (29.04.1882 г., Николаев – 29.09.1972 г., Булонь-Бийанкур, близ Парижа) — живописец, мозаичист, педагог, общественный деятель.

Л.В. Инглези. Фото из архива А.А. Христофоровой

Л.В. Инглези. Фото из архива А.А. Христофоровой

Л.В. Инглези – представитель николаевской ветви большой семьи успешных коммерсантов греческого происхождения, осевшей в Новоросии в начале ХІХ в. Его отец – купец Василий Инглези был крупным владельцем недвижимости в Николаеве.

Л.В. Инглези окончил Николаевское Александровское реальное училище, в начале ХХ в. учился в Московском училище живописи, ваяния и зодчества, а также в мастерской художника К. Ф. Юона. По возвращении в Николаев, служил губернским секретарем, был активным общественным деятелем, в 1913–1917 гг. избран гласным Николаевской городской Думы. Проживал в собственном доме по ул. Таврическая № 16. Леонид Васильевич и Елена Георгиевна Инглези в принадлежавшем им доме содержали гостиницу «Центральная» и ресторан на ул. Соборной (совр. гостиница «Контитнент»)

Живя в Николаеве, Л.В. Инглези активно занимался живописью, писал пейзажи, участвовал в выставках Товарищества южнороссийских художников в Одессе. Участвовал также и в художественных выставках, проводившихся в Николаеве. Одной из первых с его участием стала выставка, организованная «Обществом помощи детям нуждающихся рабочих» в начале 1909 г., на ней было представлено 40 картин николаевских художников.

 В 1913 г. Л.В. Инглези стал одним из учредителей «Общества изящных искусств им. В. В. Верещагина». Уставной целью Общества было «достойно почтить память художника, путем распространения среди местного населения художественного образования и оказания художникам материальной и нравственной поддержки». Члены общества, во главе с Н.А. Гедройцем, развернули активную деятельность по созданию в Николаеве художественного музея им. В.В. Верещагина, торжественное открытие которого состоялось 24 мая (6 июня) 1914 г.

С 1914 г. при Обществе, а позже при музее действовала школа рисования, черчения и лепки (позднее — художественно-промышленная школа), в которой преподавал Л.В. Инглези.

После революции, в 1918 г. художник уволен из числа преподавателей и выселен из собственного дома. В 1922 г. Л.В. Инглези навсегда покинул Николаев и переехал с женой и тремя детьми в Одессу, где преподавал рисование в школе торгового ведомства. Несмотря на материальные трудности, продолжал заниматься живописью. В 1925 г. участвовал в І Осенней выставке картин Художественного общества им. К. Костанди в Одессе.

Ссылаясь на греческое происхождение, Л.В. Инглези смог получить греческие паспорта для членов семьи. В 1928 г. семья Инглези эмигрировала через Польшу во Францию и поселилась в Париже. Некоторое время Л.В. Инглези работал в мастерской по изготовлению театральных декораций и костюмов Г. Шнейдера.

В 1931 г. художник познакомился с известным к тому времени художником-монументалистом Б. В. Анрепом, который предложил ему занять пост главного художника, позднее и руководителя его мозаичной мастерской (на бульваре Араго, 65 в Париже). Л.В. Инглези тридцать лет возглавлял мозаичную мастерскую Б.В. Анрепа, участвовал в осуществлении всех крупных мозаичных работ, выполнявшихся Б. Анрепом для заказчиков а Англии. Обязанностью Л.В. Инглези была подготовка картонов и трафаретов в натуральную величину для мозаичных панно, подбор цветовой гаммы смальт, организация бесперебойной работы мастерской. При участии Л.В. Инглези более 20 лет (до 1952 г.) осуществлялся главный художественный проект Б. Анрепа – 4 цикла напольных мозаичных картин для вестибюлей Национальной галереи в Лондоне. В 40-50-х гг. исполнены мозаики «Св. Патрик» и «Св. Анна» для собора в г. Маллингар (Ирландия), для частных домов в Англии, Шотландии и Ирландии. В 1956–1962 гг. выполнена последняя крупная работа – мозаика в капелле Святого Таинства Вестминстерского собора в Лондоне. 

Л.В. Инглези создал мозаичную икону «Богородица», подаренную великому князю Владимиру Кирилловичу для его походной церкви в имении Сен-Бриак.

Параллельно с деятельностью в мозаичной матерской, Л.В. Инглези продолжал заниматься живописью, выставлял пейзажи в салоне Независимых на протяжении 1941–1963 гг., иногда участвовал в групповых выставках в галереях Монпарнаса.

В середине 1960-х переехал в Булонь-Бийанкур, под Парижем. Последние месяцы провел в Русском доме Земгора в Кормей-ан-Паризи, под Парижем, где и скончался. На могиле в Булонь-Бийанкуре (на Новом кладбище) установлена созданная им мозаичная плита.

Картины и рисунки Л.В. Инглези хранятся в собраниях Николаевского художественного музея им. В.В. Верещагина и Николаевского областного краеведческого музея. С середины 80-х гг. ХХ в. сотрудники краеведческого музея поддерживают дружеские отношения с внучкой художника А.А. Христофоровой, которая подарила музею произведения художника, его палитру и личные вещи.

В ГАНО хранится семейный архив Инглези (Ф.Р. 869), в составе которого переписка Л.В. Инглези с сыном Христофором, а также воспоминания Х.Л. Инглези о Николаеве начала ХХ в.

 

Источники и литература:

Карнаухова К.О. Николаевские выставки середины ХІХ – начала ХХ вв. / Карнаухова // Вісник ХДАДМ — 2009. — №7. – С. 33-39.

Пономарева Е.В. Инглези Леонид Васильевич / Е.В. Пономарева // «Николаевцы Энциклопедический словарь – Николаев : Возможности Киммерии, 1999 – С.152.

Росляков С. Украинский музей русского художника: (из истории создания Николаевского областного художественного музея им. В.В. Верещагина) / С. Росляков // Недаром помнит вся Россия – Череповец. – 2003.

Христофорова А.А. Инглези Леонид Васильевич [Электронный ресурс] / А.А. Христофорова // Искусство и архитектура русского зарубежья. Режим доступа: http://www.artrz.ru/authors/1805126080/index.html

Шведова З. Их праздник – праздник истории человечества / З. Шведова // Вечерний Николаев. – 2007. – 7 июня.

 

В.В. Щукин