Канегисер /Каннегисер/ Иоаким /Аким/ Самуилович (1860 – 1930 гг.)

Канегисер /Каннегисер/ Иоаким /Аким/ Самуилович (1860 – 1930 гг.)  – в 1899 – 1907 гг. директор-распорядитель «Общества судостроительных, механических и литейных заводов в Николаеве» (завод «Наваль»).

Каннегисер И.С.

Каннегисер И.С.

Общество судостроительных, механических и литейных заводов (Des chantiers navals, ateliers de construction et fonderies de Nicolaieff) основано в1895 г., финансирование Общества осуществлялось зарубежным (в основном, французским) финансовым капиталом.Известно, что его отец Самуил Канегисер был врачом и сумел получить дворянство.

И.С. Канегисер приступил к своим обязанностям в сложный момент. Крупные капиталовложения, осуществленные при строительстве и оборудовании предприятия, почти не приносили дивидендов, поскольку завод почти не получал государственных заказов на строительство военных кораблей. Между тем, завод располагал лучшей производственно-технической базой на Юге Российской империи. Новому директору удалось добиться того, чтобы крупные корабли, сооружавшиеся маломощной и отсталой в техническом отношении казенной Адмиралтейской верфи, достраивались и оснащались на заводе «Наваль». Со временем предприятие стало получать и самостоятельные государственные заказы. В 1902 – 1903 гг., в связи с подготовкой России к русско-японской войне и заказами морского ведомства, работа на «Навале» оживилась. Получив ряд правительственных заказов, завод увеличил число рабочих в 1904 – 1905 гг. до 2710 чел., доведя валовое производство до 7 млн руб. в год. В 1903 – 1904 операционном году была впервые получена прибыль по производству в 800 000 руб., а чистая прибыль составила около 400 000 руб. С таким же результатом закончился и следующий операционный год. Но с окончанием русско-японской войны Морское министерство совершенно прекратило заказы. За 4 года (1906 – 1909 гг.) «Наваль» получил всего на 1.5 млн руб. морских заказов, тогда как до этого несколько лет подряд получал заказов на 2.5 – 3 млн руб. ежегодно. В 1905 – 1906 гг. чистая прибыль несколько уменьшилась, упав до 250 000 руб. Между тем, большие государственные средства тратились на заказ военных кораблей зарубежным верфям.

Ситуация продолжала оставаться напряженной и в последующие годы. К примеру, в1909 г. И.С. Каннегисер писал морскому министру: «Если мы не получим в ближайшем будущем новых заказов, то дни завода могут считаться сочтенными, и громадное предприятие, в которое вложены десятки миллионов рублей… рухнет».

В том же году правление завода писало в Государственное Совещание по судостроению: «В настоящее время нам предстоит альтернатива: либо ждать еще некоторое время заказов от морского ведомства, причем продолжительное ожидание для заводов разорительно, либо окончательно отказаться от надежд на работы по судостроению и судовым механизмам, распустить с трудом образованные кадры инженеров, мастеров и опытных в этом деле мастеровых и приспособить судостроительную верфь под мостостроительный завод или завод сельскохозяйственных машин, а котельные и механические мастерские — для массового производства рыночных изделий».

Как отметила известный николаевский исследователь Т. Пересунько: «Каннегисер…, будучи талантливым инженером, хорошим социологом, экономистом и психологом, человеком глубоких демократических убеждений, многое сделал для процветания николаевской верфи. Он отменил обыски на проходной, сократил рабочий день по субботам, вменил в обязанность руководящему персоналу вежливое обращение с рабочими, назначил полуторную оплату за  сверхурочные работы».

Первоначально по приезде в Николаев семья Каннегисеров проживала в доме Аркасов на углу ул. Большой Морской и Артиллерийской, позднее они переехали в особняк на Курьерской улице, который является одним из самых ярких памятников стиля модерн в городской архитектуре.

С1907 г. И.С. Каннегисер  стал председателем правления николаевских заводов в Санкт-Петербурге и попеременно жил в столице и Николаеве. В1910 г. он длительное время находился в Париже, где убеждал французских финансистов продолжать финансирование предприятия, которое оказалось на грани банкротства и закрытия.

Имя его супруги Розалии Львовны Каннегисер (1863 – 1946 гг.) упоминается среди благотворителей и жертвователей в ведомостях николаевских еврейских благотворительных обществ.

У  Каннегисеров  было трое детей: дочь Елизавета и сыновья Сергей и Леонид.

Сергей Каннегисер в 1917 г. совершил самоубийство после Февральской революции, находясь в Одессе по слухам из-за того, что опасался оглашения информации, что он был тайным осведомителем охранного отделения.

Леонид Каннегисер родился в 1896 г. – поэт-акмеист, близкий друг С.А. Есенина. В петербургском доме Канегисеров в Саперном переулке частыми гостями были как представители деловой элиты страны, так и наиболее известные поэты и писатели «серебряного века», оказывавшие большое влияние на творчество Л.И. Канегисера. Всего же ему принадлежит до 30 произведений, в том числе и при жизни не напечатанная поэма «Путешествие на луну». Будучи юнкером Михайловского артиллерийского училища, в ночь с 25 на 26 октября 1917 г. он вместе с несколькими другими юнкерами пошёл защищать Временное правительство. Тогда же он возглавил организацию юнкеров-социалистов. 30 августа 1918 г. он совершил покушение на одного из лидеров большевистской партии М. Урицкого. Убийство М. Урицкого послужило одним из поводов к объявлению советской властью «красного террора». Л. Каннегисер вскоре был расстрелян ЧК. В 1928 г. в Париже издан сборник «Леонид Каннегисер», в который вошли немногие сохранившиеся лирические стихи Каннегисера и воспоминания о нем М. Алданова. Родных Л. Каннегисера арестовали в1918 г., но спустя несколько месяцев выпустили.

В I923 – I924 гг. в Петрограде вышел трехтомный труд И.С. Каннегисера «Практическое руководство по административно-хозяйственной организации предприятий», в основу которого положен опыт работы автора, в том числе и на николаевских заводах.

Скончался Иоаким Самуилович Каннегисер в1930 гв Париже (по другим данным – в Варшаве).

Источники и литература:

Каннегисер Леонид // Краткая еврейская энциклопедия. – Т. 4. – Иерусалим, 1979. – Кол. 77

Ковалева О.Ф.,Чистов В.П. Очерки истории культуры Южного Прибужья.(От истоков до начала XX века) / Ковалева О.Ф.,Чистов В.П. – Кн. 2. Литература и театр – Николаев : Тетра, 2000. – С.115-117.

Пересунько Т. О чем поведал таинственный дом на бывшей Курьерской / Т. Пересунько //Вечерний Николаев – 2005 г. – 10 ноября.

Шацилло К.Ф. Формирование финансового капитала в судостроительной промышленности Юга России [Электронный ресурс] / К.Ф. Шацилло. Режим доступа: http://lj.rossia.org/users/bbb/736548.html

 

В.В. Щукин

Posted in История Николаева, К, Персоналии, Статьи, Флот и судостроение, Щукин В.В..