Касперовской иконы Божьей Матери храм, кафедральный собор Касперовской иконы Божьей Матери, Касперовская церковь

Касперовской иконы Божьей Матери храм, кафедральный собор Касперовской иконы Божьей Матери, Касперовская церковь ─  православный храм в г. Николаеве на углу лиц Садовой и Херсонской (совр. проспект Ленина).

Храм во имя Касперовской иконы Божией Матери (с фотографии начала ХХ в.)

Храм во имя Касперовской иконы Божией Матери (с фотографии начала ХХ в.)

Храм посвящен однной из наиболее почитаемых чудотворных икон ─ Касперовской иконе Божьей Матери, которая с 1853 по 1918 гг. ежегодно торжественно прибывала в Николаев крестным ходом и на протяжении месяца (с 1 июля по 1 августа) находилась в разных храмах города. Жители Николаева верили, что именно эта икона спасла город от нападения врагов в период Крымской войны 1853—1856 гг.

В память об этих событиях в 1855 г. благочинный епархиальных церквей г. Николаева протоиерей И. Станиславский обратился к Николаевскому военному губернатору М.Б. Берху с ходатайством «…в благодарность во имя спасения Николаева от врагов построить в юго-восточной части города храм во имя Всемилостивого Спаса с двумя приделами во имя Пресвятой Богородицы Касперовской». 1 июня того же года военный губернатор дал поручение Николаевской городской думе выбрать место для храма и разрешить сбор пожертвований среди городских жителей для этой цели.

Архитектурный проект храма заказан столичному архитектору профессору Федору Ивановичу Эппингеру, ученику известного русского архитектора К.А. Тона (автора храма Христа Спасителя в Москве). Наиболее известными сооружениями этого архитектора являются, здание мозаичной мастерской Академии Художеств,  здание и церковь богадельни в Петербурге, а также церковь странноприимного дома в Иерусалиме.

Проект вскоре был представлен попечительному совету и одобрен им, получено также разрешение от Херсонской духовной консистории (органа управления Херсонской епархии).

В состав попечительного комитета по постройке храма  вошли протоиерей И. Станиславский, Николаевский полицмейстер В. Карабчевский, почетные граждане К. Соболев и Ф. Карпевский, городовой архитектор И. Козаков, полковник Плетнев и надворный советник Павлов.

Сбор средств шел медленно, поэтому в 1861 г. Херсонская консистория вновь предложила открыть подписку добровльных пожертвований на сооружение храма, а собранные к этому времени 2975 руб.  передать на строительство церкви в с. Константиновке. Николаевский военный губернатор Б.А. Глазенап возразил, поручив городской думе испросить согласие от всех жертвователей, те же, в свою очередь, согласия не дали.

В 1872 г. Николаевская городская дума подтвердила, что передает «часть городской земли без всякого выкупа в пользу города безвозмездно» под строительство храма, но к этому строительству, по неизвестным причинам, так и не приступили. По мнению николаевского краеведа Д.И. Закововоротнего, причиной задержки со строительством могло быть то обстоятельство, что в это время в Николаеве одновременно сооружалось несколько церквей и на такой крупный храм у жителей города просто не хватало средств.

На выделенном месте построили Касперовский молитвенный дом (в 1880 г. он значился в числе действовавших).

Торжественная закладка храма иконы Касперовской Божьей Матери состоялось в мае 1904 г.

Руководство строительством было возложено на городского архитектора Е.А. Штукенберга, подряд на строительные работы получил Д.И. Гаврилов. В распоряжении строительного комитета к этому времени было 40 000 руб. Строительство велось довольно быстро, к сентябрю завершили сооружение стен, но закончились деньги и строительные работы замерли. Вскоре городская дума решила предоставить строительному комитету заем в размере 15 000 руб. сроком на 15 лет.  Темпы строительства заметно замедлились, а в начале 1908 г., когда сооружение было уже почти готово, вновь закончились деньги. 27 июля того же года городская дума выделила безвозмездно 8 000 руб. на завершение строительства и отделочных работ.

28 декабря 1908 г. Состоялось освящение храма во имя иконы Касперовской Божьей Матери, но и после этого строительные и отделочные работы продолжались еще несколько лет.

Описание храма: здание собора в плане представляет собой вытянутый прямоугольник длиной в 21 сажень и шириной в 10,5 саженей,  сориентированный, согласно православной традиции, по линии запад-восток. Восточная торцевая стена завершается тремя полуциркульными апсидами. С западной стороны над входом надстроена колокольня высотой в 21 сажень. Она увенчана шатровой кровлей в стиле русской архитектуры XVII в. Слева и справа ее обрамляют декоративные главки на барабанах, украшенных кокошниками и также увенчанные небольшими шатрами. Над восточной частью храма надстроено средокрестие, которое венчает купол на высоком барабане. Вокруг него расположены 6 декоративных главок на барабанах разной высоты. Все они, как и главный купол выполнены  в традиционной для русской архитектуры форме луковицы.

Согласно православному канону, семь куполов на храме символизируют семь церковных таинств.

Стены храма декорированы резными деталями в стиле древнерусской архитектуры XVI ─ XVII вв., а также карнизами.

Паперть и вход выделены лестницей и декоративным крытым крыльцом на резных каменных столбах. Особенно выразительны оконные наличники. Несколько портят общую стилистику сооружения большие витражные окна на боковых стенах, но в первоначальном виде строители сумели свести до минимума эту явную ошибку, допущенную архитектором, за счет оригинальных оконных рам с множеством ячеек ромбической формы, что напоминало кованные оконные решетки, часто применявшиеся в русской монастырской архитектуре. Особый эффект и обаяние старины храму придает строительный материал, из которого выложены стены ─ это потемневший от времени известняк.

Внутренний вид храма представляет собой большой высокий молитвенный зал, перекрытый полуциркульным сводом. Зал был рассчитан на 1200-1500 верующих. За счет больших окон создается эффект очень просторного и светлого помещения. Алтарное пространство дополнительно освещается сверху за счет окон, расположенных  в барабане под куполом. Над входом, с западной стороны зала, расположены хоры в виде балкона, опирающегося на 2 колонны. Большой молитвенный зал этого храма отличается великолепной акустикой. В крипте храма имеется также нижний зал.

Касперовский храм оказался очень удачно вписанным в окружающую малоэтажную городскую застройку и стал архитектурной доминантой в этой части города, сохранив эту функцию и до настоящего времени.

Судьба храма в ХХ в. складывалась драматично, в 1922 г. Касперовская церковь, в числе других, пострадала в ходе кампании по изъятию церковных ценностей в помощь голодающим. В феврале 1930 г. с колокольни были сняты колокола и отправлены на переплавку для нужд развернувшейся в стране индустриализации. В октябре 1934 г., в ходе антирелигиозной кампании, по решению Одесского облисполкома (Николаев в это время входил  в состав Одесской области), собор во имя иконы Касперовской Божьей Матери закрыт. Здание передано в распоряжение Николаевского горсовета, который передал его под клуб судостроительному заводу им. 61 Коммунара. Новые хозяева снесли верхнюю часть колокольни и разрушили купола, слишком напоминавшие о культовом назначении здания. От полного разрушения здание спасло лишь отсутствие у завода средств на строительство нового клуба. В таком изуродованном виде храм простоял 58 лет.

В период Великой отечественной войны (во время немецкой оккупации города) в храме восстановлены богослужения, продолжавшиеся до 1949 г., после чего помещение отобрали у верующих в в нем вновь возобновил работу клуб.

В 1992 г. здание храма передано общине Украинской православной церкви Киевского Патриархата, в нем возобновились богослужения, началась реконструкция собора. К 2010 г. первоначальный облик собора почти полностью восстановлен. Храм получил статус кафедрального собора Касперовской Божьей Матери.

 

Источники и литература:

ГАНО. Ф. 222, оп. 1, д. 357;

ГАНО. Ф. 222, оп. 1, д. 653, л. 86.

ГАНО. Ф.Р. 992, оп. 2, д. 1888, л. 64.

Заковоротний Д.И. Храмы Николаева / Д.С. Заковоротний ─ Николаев, 2001.

Крючков Ю.С. Архитектура старого Николаева / Ю.С. Крючков ─ Николаев, 2008.

 

В.В. Щукин

Posted in К, Религия и церковь, Статьи, Щукин В.В..