Ю.С. Крючков

Крючков Юрий Семенович (5 июня 1928 г., Николаев – 19 октября 2015 г., Николаев)

Крючков Юрий Семенович (5 июня 1928 г., Николаев – 19 октября 2015 г., Николаев) – доктор технических наук, профессор, академик АН судостроения Украины, Заслуженный работник культуры Украины, Почётный гражданин г. Николаева.

Ю.С. Крючков

Ю.С. Крючков

Ю.С. Крючков родился – 5 июня 1928 г. в городе Николаеве в семье служащих. Родители – Семен Федорович Крючков и Мария Александровна Ткаченко создали в семье атмосферу уважения, как к традициям своего рода, так и к прошлому, истории горда Николаева. Отметим, дом, в котором первоначально жила семья, был построен на месте, где ранее располагалась первая в городе церковь Св. Николая (в этой церкви в 1792 г. отпевали умершего князя Г.А. Потемкина).

Уже в раннем детстве Ю.С. Крючков знакомится с судостроительной спецификой города. Его дедушка, – профессиональный судостроитель Ткаченко А. А., – работал котельным разметчиком. Фамилия и адрес Александра Антоновича включены в список ответственных служащих «Общества Николаевских заводов и верфей» и приведены в «Адрес – календаре Николаевского губернаторства за 1913 г.»

Семья Юрия Семеновича, в той или иной мере, всегда была связана с морем. Так, в период ІІ Мировой войны его отец и старший брат, Борис, служили на флоте. Отец, Семен Федорович – в бригаде торпедных катеров, а затем в бригаде подводных лодок Черноморского флота, участник Керченского десанта. Брат, Борис Семенович, в шестнадцать с половиной лет, ушел добровольцем на флот, окончил школу связи; начал военную жизнь в 1943 г. под Сталинградом (в Волжской флотилии), и дошел до Берлина (по внутренним водным путям, частично поездом).

В 1946 г., после сдачи экстерном экзаменов на аттестат зрелости в школе № 5, Юрий Семенович поступил в Николаевский кораблестроительный институт. В период учебы в институте в полном объеме проявляется одна из важнейших черт его характера – стремление не только получить всесторонние и глубокие знания по избранной специальности, но и применить их в научно-исследовательской работе. Он интересовался ракетной техникой, подводными лодками, парусными судами. Студент Ю.С. Крючков разработал метод (формулы) для расчета смоченной поверхности спортивных судов, получил коэффициент использования энергии ветра парусом (для идеальной воздушной среды). Исследуя остойчивость яхты «Большевик», которая затонула в Бугском лимане недалеко от Николаева (в начале 50-х гг. ХХ ст.), он научно объяснил причину ее катастрофы. К сожалению, не все работы будущего ученого были тогда опубликованы.

Первым примером умения Юрия Семеновича успешно решать несколько трудных задач одновременно, можно считать период подготовки и написания дипломной работы – «Паросиловая установка легкого крейсера (по типу проекта 67-бис)». Параллельно он разрабатывал проект парусного учебного швертбота для массовой постройки. Предложенный им проект швертбота на конкурсе Комитета по делам физкультуры и спорта СССР занял четвертое место (из 24 представленных) и был награжден специальной грамотой «за тщательную разработку проекта».

В апреле 1952 г., получив диплом с отличием по специальности «инженер-механик по судовым паросиловым установкам» молодой специалист начинает трудовую деятельность на Черноморском судостроительном заводе (тогда завод им. А. Марти). Первоначально он работал строителем по механической части тяжелого крейсера «Сталинград», а затем в отделе подводного судостроения строителем по механической части подводных лодок (613 проект). В 1954 г. обучался в Ленинграде на курсах конструкторов-подводников.

Творческое отношение к выполняемой работе определило дальнейшую научную стезю Ю.С. Крючкова. Осенью 1955 г. он сдал на «отлично» вступительные экзамены в аспирантуру ЦНИИ имени академика А.Н. Крылова (ЦНИИ-45) – главный научный центр судостроения в СССР. В 1960 г. Юрий Семенович защитил кандидатскую диссертацию, которая была посвящена исследованию шума и вибрации механизмов подводных лодок. Талантливый ученый приглашен в ЦНИИ-45 (Ленинград), где работал с 1956 по 1973 гг. Он занимался исследованием и разработкой методов расчета виброактивности и взрывостойкости машин и механизмов подводных лодок, перейдя в сектор ударостойкости судовых машин, изучал проблемы динамической прочности атомных установок подводных лодок при действии подводных атомных взрывов.

Ю.С. Крючков руководил в ЦНИИ-45 им. акад. А.Н. Крылова крупными научно-исследовательскими работами по ударостойкости механизмов и аппаратов специальных судовых энергетических установок. Им разработаны нормативные методы расчета и нормы прочности при действии подводных взрывов на подводные лодки, по которым рассчитывались и проектировались почти все механизмы атомных подводных лодок СССР. Большинство научно-исследовательских работ, выполненных в это время, классифицировались категорией «А» (первостепенное значение) и удостоены премии Министерства судостроительной промышленности.

Научная деятельность Ю.С. Крючкова в области ударостойкости судовых машин обобщена им и его коллегами в научных трудах, которые стали первыми и единственными в СССР работами по данной проблеме. Результаты научно-исследовательской деятельности Ю.С. Крючкова в эти годы изложены в 20-ти статьях опубликованных в «Трудах ЦНИИ им. акад. А.Н. Крылова», журналах: «Судостроение», «Вестник машиностроения», «Речной транспорт», «Судостроение за рубежом», и в других изданиях.

В 1972 г. Ю.С. Крючков защитил докторскую диссертацию по теме, которая считалась «секретной». В работе рассматривалось действие подводного атомного взрыва на блочные атомные энергетические установки разных типов. Работая в ЦНИИ-45 (г. Ленинград) он проявил прекрасные организаторские способности, пройдя путь от инженера исследователя до начальника сектора ударостойкости.

Работая в Ленинграде Ю.С.Крючков, поддерживал связь с семьей и коллегами, живущими в Украине, г. Николаеве. Именно любовью к своему городу, стремлением вернуться в “корабельный край”, объясняется следующий этап в его жизни, в профессиональной и творческой деятельности. В 1973 г. будучи хорошо известным в научных кругах судостроителей и специалистов в этой области, Ю.С. Крючков возвращается в Николаев и начинает преподавательскую работу в Николаевском Кораблестроительном институте. Необходимо подчеркнуть, что преподавательская деятельность не привела к уменьшению его научной активности. Более того, данное обстоятельство способствовало повышению результативности работы Юрия Семеновича.

Круг научных интересов Ю.С. Крючкова был чрезвычайно широк. На протяжении всей жизни ученый сохранял юношескую увлеченность, приверженность к парусным судам. Будучи ученым-первооткрывателем, он разрабатывал теорию и занимался проектированием принципиально нового типа парусных судов. Ю.К. Крючков стал основоположником научной школы по исследованию судов с ветродвигателями и ветродвижителями. Под его руководством разрабатывались проекты коммерческих парусно-моторных судов, одобренных Регистром СССР. Стремясь активизировать научные разработки по этой проблеме, он организовал и провел в Николаеве Всесоюзные симпозиумы по парусным судам (1979, 1982, 1986 гг.), а также международный семинар в Херсоне (1986 г.). Юрий Семенович, совместно с американским ученым доктором Х. Маерсом, разработал теорию остойчивости многокорпусного парусного судна, которая изменила взгляды на эту проблему.

Всего, за 50 лет работы в этой области (1956-2005 гг.) ученый опубликовал четыре книги по теории и проектированию парусных судов (одна в Болгарии) 81 статью в научных журналах и сборниках. Научные изобретения Ю.С. Крючкова в этой области подтверждены 21 авторским свидетельством.

Обладая большим жизненным опытом, широким кругозором, природным умом, развитой инженерной интуицией, отличной памятью, способностью обобщать, анализировать и выделять главное, ученый умел находить правильные решения трудных вопросов, смотреть вперед, видеть перспективу и отличать действительно эффективное (независимо от стадии разработки), от внешне эффективного, но практически малополезного.

Научно-исследовательская деятельность предопределила и преподавательскую работу Ю. С. Крючкова, важнейшей чертой которой становится новаторский, творческий подход к реализации поставленных задач. Начиная преподавание в кораблестроительном институте на должности доцента (сентябрь 1973 г.), Ю.С. Крючков организовал в 1975 г. кафедру динамики и прочности судовых машин. В 1977 г. ему присвоено ученое звание профессора (в 1991 г. – профессор кафедры динамики и прочности судовых машин). Под руководством Юрия Семеновича создана школа исследователей в области динамики и ударостойкости судовых машин.

Научно-преподавательская деятельность Ю.С. Крючкова, связанная с кораблестроением, способствовала появлению у него творческого увлечения – изучения истории судостроения, флота и Николаева (как центра судостроения Украины). Еще с 1953 г. ученый начинает вести исторические разработки данных проблем. Его работы свидетельствуют о постоянстве мировоззренческих позиций, не связанных с идеологическими постулатами советской исторической школы. Первые работы Ю.С. Крючкова по истории судостроения, подводным лодкам выходят в 1954 г. в “Морском сборнике”. Его статьи по проблемам истории судостроения публикуют такие крупные периодические издания СССР как “Судостроение”, “Техника молодежи” и т.д.

Ю.С. Крючков вел серьезную поисковую работу, изучал документы в Центральном государственном архиве ВМФ СССР (Ленинград), государственном архиве Николаевской области, работал с материалами отдела рукописей и редкой книги государственной публичной библиотеки им. М.Е. Салтыкова – Щедрина (Российская национальная библиотека, Санкт-Петербург) Центральной военно-морской библиотеки (Санкт-Петербург) и т. д.

Результатом шестидесятилетней деятельности стало общественное признание Юрия Семеновича одним из авторитетнейших специалистов по истории судостроения. Признанием профессионализма Ю.С. Крючкова, как историка, стал выход в 80-е гг. ХХ ст. в издательстве Академии Наук СССР (г. Москва) двух книг, посвященных адмиралам – С.К. Грейгу и А.С. Грейгу. В монографиях показан вклад адмиралов в развитие судостроения и флота Российской империи, Украины, Николаева. Работы, основанные на широкой базе источников (автор использовал более 300 архивных, печатных документов), стали первыми и единственными научными разработками по данным персоналиям.

В конце XX начале XXI вв. сферой первоочередного историко-научного интереса Ю.С. Крючкова, становятся как проблемы развития парусного судостроения в Николаеве в XVIII – XIX вв. так и, становление, развитие самого города корабелов.

На основе архивных материалов, специальной литературы XVIII ст. по строительству парусных судов, Ю.С. Крючков выполнил научную реконструкцию фрегата «Св. Николай» (первого судна построенного в Николаеве). Под его руководством в ЦКБ «Черноморсудопроект» разработаны детальные чертежи этого фрегата и построены модели, получившие мировое признание.

Многоплановая деятельность Ю.С. Крючкова в области изучения истории кораблестроения позволила ему заявить о себе и как о создателе новой вспомогательной исторической науки – «каронимики», науки о названиях кораблей. Его разработки в этой области изложены в специальной книге «Имя на борту» (1988), научных статьях получивших широкое признание и резонанс.

Ученый, специалист в области кораблестроения, «основательный» исследователь истории судостроения и г. Николаева, Ю.С. Крючков считал, что, за более чем 60 лет работы (с 1952 г.), он освоил 7 профессий. Это такие специальности как: инженер-механик по судовым машинам, ученый в области судовых энергетических установок, ученый в области парусных судов, инженер-проектировщик парусных судов, преподаватель высшего учебного заведения, ученый-историк и журналист.

Благодаря прекрасным организаторским способностям Ю.С. Крючков стал создателем ряда общественных организаций: секции парусных судов при Центральном правлении НТО Судпрома СССР (1969 г., Ленинград), секции истории судостроения при Черноморском межобластном правлении НТО Судпрома (Николаев,1974 г.). В 1988 г. он принял участие в создании, а затем 15 лет руководил Николаевским историко-краеведческим обществом «Золотая Ладья». Он написал и издал несколько исторических повестей и автобиографических произведений.

Широкую известность приобрела работа Ю.С. Крючкова, как председателя топонимической комиссии при горисполкоме Николаева, члена жюри конкурсов по созданию герба и флага Николаева.

В 1993 г. за заслуги в области науки, образования, культуры Николаевский облисполком принял решение об учреждении в государственном архиве Николаевской области личного фонда Ю.С. Крючкова – Р-5858. Фонд Юрия Семеновича представлен многоплановыми материалами: рукописными книгами по подводным лодкам, их энергетическим установкам и ударостойкости; по парусным судам, а также материалами по проектам парусных судов; по истории судостроения, флота и Николаева. Представляют интерес и такие работы ученого, как: библиографический справочник о судостроителях мира, который содержит несколько сот имен. Справочник по парусным судам, построенным в Николаеве.

В фонде содержится ценнейший эпистолярный материал (всего 571 страница). Это переписка с праправнучкой адмирала А.С. Грейга Л.Н. Неезе (Лейпциг), искусствоведами А.Ф. Крашениниковым и М.В. Михайловой, историком Д.М. Гузевичем и д.р. (по вопросам истории семьи Грейгов).

Хранится в фонде и переписка с иностранными учеными и судостроителями: доктором Х. Маерсом (США), П. Шенцле (Германия), капитаном М. Уиллоби (Англия) и др.– ценнейший документальный материал для специалистов историков современных парусных судов.

Многоплановость творческой деятельности Ю.С. Крючкова представлена в архиве его рукописными книгами по истории архитектуры, искусству и т.д.

В 1996 г. издана книга Ю. С. Крючкова «История Николаева», ставшая одной из самых популярных книг по истории нашего города. Безусловной его заслугой стало возвращение многих имен несправедливо забытых выдающихся деятелей, внесших значительный вклад в историю судостроения, Черноморского флота, оставивших заметный след в истории Николаева.

Увлеченность профессора данной проблематикой позволила ему написать и опубликовать фундаментальную книгу по архитектуре Старого Николаева, которая была отмечена как лучшая на областном конкурсе «Краща Миколаївська книга».

Многогранная деятельность Ю.С. Крючкова: доктора технических наук, профессора, академика Академии наук судостроения Украины, Заслуженного работника культуры Украины, члена Национального союза журналистов Украины, Государственного стипендиата, Горожанина года (1996), Горожанина года в номинации «Летописец Николаева» (2007), Почетного гражданина Николаева, – общепризнанна. В 1997 г. Американским биографическим институтом фамилия Юрия Семеновича внесена в биографический справочник мировых лидеров в области науки, культуры и бизнеса XX ст. Деятельность профессора отмечена и в справочнике «Хто є хто в Україні». В Николаеве, по результатам опроса общественности, Ю.С. Крючков вошел в десятку самых выдающихся николаевцев XX ст.

Изображения и фотографии

Источники и литература

Бугаенко Б. А. Николаевский кораблестроительный. Очерк истории института-университета / Б. А. Бугаенко, А. Ф. Галь, Н. М. Костенко. – Николаев : УГМТУ, 1995. – 241 с.

Государственный архив Николаевской области (ГАНО), Ф. Р-5858.

Десять самых выдающихся николаевцев ХХ века. – Вестник Прибужья, 2000.– 13 мая.

Крючков Ю. С. Исследование вибрации судовых механизмов, вызываемых дисбалансом и подшипниками качения / Ю. С. Крючков // Диссертация канд. техн. наук.– Ленинград: ЦНИИ-45, 1959.– 169 с.

Крючков Ю.С. Имя на борту/ Ю. С. Крючков. – М.: Транспорт, 1988. – 157 с.

Крючков Ю.С. Старый Николаев и окрестности / Ю. С. Крючков.– Николаев: Дикий Сад, 1991. – 127 с.

Крючков Ю.С. Теоретические основы и методы расчета ударостойкости энергетического оборудования современных и перспективных атомных подводных лодок / Ю. С. Крючков // Диссертация докт. техн. наук.– Ленинград: ЦНИИ-45, 1971.– 278 с.

Крючков Ю. С. Алексей Самуилович Грейг / Ю. С. Крючков. – М. : Наука, 1984. – 104 с.

Крючков Ю. С. Архитектура Старого Николаева / Ю. С. Крючков. – Николаев : Возможности Киммерии, 2008. – 240 с.

Крючков Ю. С. Воссоздание чертежей фрегата „Св. Николай” / Ю. С. Крючков // Судостроение. – 1986. – № 9. – С. 63-64.

Крючков Ю. С. Град Святого Николая: Путеводитель по старому Николаеву / Ю. С. Крючков. – Николаев : „Возможности Киммерии”, 2003. – 256 с.

Крючков Ю. С. Забытой красоты таинственные тени. Эстетика модерна. Эссе / Ю. С. Крючков. – Николаев: издатель Торубара Е. С., 2013.– 160 с.

Крючков Ю. С. История Николаева: от основания до наших дней / Ю. С. Крючков. – Николаев : „Возможности Киммерии”, 1996. – 300 с.

Крючков Ю. С. История улиц Николаева. Топонимический путеводитель по городу и окрестностям.– Николаев: Возможности Киммерии, 1997. – 159 с.;

Крючков Ю. С. Каким был фрегат „Св. Николай”? / Ю. С. Крючков // Судостроение. – 1981. – № 1. – С. 45-46.

Крючков Ю. С. Корабль и эстетика / Ю. С. Крючков. – Николаев : el Talisman, 2007. – 172 с.

Крючков Ю. С. Подводные лодки и их создатели. 1900–2000 гг.: Драмы людей, кораблей и идей / Ю. С. Крючков. – Николаев : ИИП “Степь – инфо”, 2007. – 256 с.

Крючков Ю. С. Самуил Карлович Грейг / Ю. С. Крючков. – М.: Наука, 1988. – 94 с.

Крючков Ю. С. Самуил Карлович Грейг. 1735-1788. – 2-е изд., перераб. и доп. / Ю. С. Крючков. – Николаев : Наваль, 2008. – 304 с.

Николаевцы. Энциклопедический словарь (2000 персоналий, 1500 портретов и иллюстраций). – Николаев : Возможности Киммерии, 1999. – 374 с.

Соколовская К. 400 биографий ученых. Научно-биографическая серия / К. Соколовская. – М.: Наука, 1988. – 302 с.

 

Н.А. Рыжева 

Posted in К, Персоналии, Почетные граждане г. Николаева, Рыжева Н.А., Статьи.