Кукша Одесский, Преподобный Кукша Одесский, Кукша Новый, архимандрит схиигумен Кукша (Величко) (12(25) января 1874 г. с Арбузинка — 24 декабря 1964 г. г Одесса)

Кукша Одесский, Преподобный Кукша Одесский, Кукша Новый, архимандрит схиигумен Кукша (Величко) (12(25) января 1874 г. с Арбузинка — 24 декабря 1964 г. г Одесса) монах, старец, 4 октября 1994  г. канонизирован Украинской православной церковью (Московского патриархата).

Отец Кукша. Фотография.

Отец Кукша. Фотография.

Родился в с Арбузинка Херсонской губернии в крестьянской семье «благочестивых и христолюбивых родителей Кирилла и Харитины и наречен был во святом крещении Косьмою. В семье было еще два сына — Федор и Иоанн, и дочь Мария. Родительница его Харитина в юности своей желала быть монахиней, но родители благословили ее на замужество. Харитина молилась Богу, чтобы хоть один из чад ее сподобился подвизаться в иноческом чине». Можно предположить, что он был крещен в Арбузинском храме в Рождества Пресвятой Богородицы, построенном в 1868 г. Впоследствии Косьма учился в церковно-приходской школе при том же храме. Учителем был местный священник Пантелеимон Луговенко, который из-за нехватки денег в церковной казне, вел занятия в школе бесплатно.

В юности Косьма ходил паломником в Киево-Печерскую лавру и в лавру преподобного Сергия Радонежского, и на далекий север — в Валаамскую и Соловецкую обители

В 1894 г. Косьма вместе с отправился в паломничество в Иерусалим, на обратном пути он впервые посетил Свято-Пантелеимоновский мужской монастырь на горе Афон, где просил принять его послушником. Остаться в монастыре можно было только с благословения родителей, но получить его Косьме было трудно, т.к. отец считал, что сын должен помогать в семье по хозяйству. Юноша проявил упорство и вскоре отцовское благословение было получено, а от матери, вместе с благословением, Казанская икона Божьей Матери в старинном киоте. С ней преподобный не расставался всю жизнь, и был с нею похоронен.

В 1896 г. Косьма вновь прибывает на Афон и поступает послушником в русский Свято-Пателеймоновский монастырь. В 1904 г. в том же монастыре он был пострижен в монашество и наречен Ксенофонтом. 16 лет он постигал основы монашеской жизни в Пантелеимоновском монастыре под руководством духовного наставника старца Мелхиседека, который подвизался отшельником в горах. У него Ксенофонт постигал основы духовной и монашеской жизни, овладевал правильными понятиями об аскетическом образе жизни в монашестве. Впоследствии преподобный вспоминал о своей жизни в то время: «До 12 ночи на послушании, а в 1-м часу ночи бежал в пустынь к старцу Мелхиседеку учиться молиться». В 1897 г. мать Косьмы Харитина направлялась в паломничество во Святую Землю. Когда корабль с путешественниками сделал остановку у берегов Афона Харитина письменно просила настоятеля монастыря благословить посетить Святую Землю и ее сыну. Благословение было получено — так родительница еще раз увидела сына. Ксенофонту довелось еще раз побывать в Иерусалиме его вместе с другими монахами направили туда на полтора года нести в порядке очередности послушание у Гроба Господня. Ему посчастливилось быть свидетелем возгорания Божественного огня у Гроба Господнего: перед праздником Св. Пасхи, в Великую Субботу, в храме Воскресения Христова в Иерусалиме.

Более 17 лет провел Ксенофонт в служении на Афоне. В 1912-1913 гг. на Афоне получило распространение еретическое течение «имябожничество» или «имяславничество». Опасаясь распространения этого течения, греческое правительство приняло решение о высылке более 800 русских монахов. Отец Ксенофонт, не имевший никакого отношения к этой ереси, также оказался в числе высылаемых.

По прибытии в Россию 1913 г. монах Ксенофонт становится насельником Киево-Печерской Свято-Успенской Лавры. Во время І Мировой войны вместе с другими монахами он был направлен на нелегкое послушание брата милосердия при санитарном поезде, ходившем по линии Киев-Львов. В это время проявились в нем редкие душевные качества и добродетели: терпение, сострадание и любовь в служении тяжелобольным и раненым. По возвращении в лавру отец Ксенофонт нес послушание в Дальних Пещерах; заправлял и зажигал лампады перед святыми мощами, переоблачал святые мощи, следил за чистотой и порядком.

«Мне очень хотелось принять схиму, — рассказывал он, — но по молодости лет (40 с небольшим) мне отказывали в моем желании. И вот однажды ночью я переоблачал мощи в Дальних Пещерах. Дойдя до святых мощей схимника Силуана, я переодел их, взял на свои руки и, стоя на коленях перед его ракой, стал усердно ему молиться, чтобы угодник Божий помог мне сподобиться пострижения в схиму». И так, стоя на коленях и держа на руках святые мощи, он под утро заснул.

В 56 летнем возрасте монах тяжело заболел, как казалось, безнадежно. Решено было немедленно постричь умирающего в схиму. 8 апреля 1931 г. при пострижении в схиму нарекли ему имя священномученика Кукши (Печерского), мощи которого находятся в Ближних Пещерах. После пострига схиммонах Кукша стал поправляться и вскоре совсем выздоровел.

3 мая 1934 года его рукоположили во священника, но вскоре после этого в ходе советской антирелигиозной кампании закрыли Киево-Печерскую лавру. После закрытия монастыря батюшка служил до 1938 г. священником в Киеве, в церкви на Воскресенской Слободке. С 1938 г. для отца Кукши начался тяжелый восьмилетний исповеднический подвиг — его как «служителя культа» приговорили к 5 годам лагерей в г. Вильма Молотовской области, а после отбытия этого срока — к 3 годам ссылки. В лагере 63-летнему иеросхимонаху приходилось работать на лесоповале по 14 часов в сутки. Как о чуде вспоминал о. Кукша о получении посылки от киевского епископа Антония: среди сухарей лежали крошечные частицы «запасных» Святых Даров, которые тюремщики сочли просто кусочками сухарей. Их была целая сотня. «Я сказал некоторым священникам, что получил святые Дары, — вспоминал отец Кукша, — Верующие с большой осторожностью оповестили «своих», чтобы те в назначенный день в определенном месте незаметно для конвоя готовы были принять святое Причастие. Мы сделали из полотенцев епитрахили, нарисовав на них карандашом кресты. Прочитав молитвы, благословили и одели на себя, спрятав под верхнюю одежду. Священники укрылись в кустарнике. Монахи и монахини по одному, по одному подбегали к нам, мы быстро накрывали их епитрахилями-полотенцами, прощая и отпуская грехи. Так в одно утро по дороге на работу причастилось сразу сто человек. Как они радовались и благодарили Бога за Его великую милость!«

 Весной 1943 г., по окончании срока заключения, отец Кукша отправился в ссылку в Соликамскую область, в деревню близ г. Кунгура. Взяв благословение у епископа в г. Соликамске, он часто совершал богослужения в соседнем селе.

В 1947 г. отец Кукша смог возвратиться в Киево-Печерскую лавру, где нес он послушание свечника в Ближних Пещерах. Здесь начался его подвиг служения страждущим — старчество. Старец Кукша укреплял маловерных, ободрял сомневавшихся, смягчал ожесточенных, по его молитве верующие получали духовное и физическое исцеление. Старец Кукша имел от Бога дар духовного рассуждения и различения помыслов. Он был великим прозорливцем. Ему были открыты даже самые сокровенные чувства, которые люди едва могли понять сами, а он понимал и объяснял, от кого они и откуда. Многие шли к нему, чтобы рассказать о своих скорбях и спросить совета, а он, не дожидаясь объяснений, уже встречал их с нужным ответом и духовным советом. Еще, было, у дверей стоят, а он уже каждого по имени называет, хотя видит их в первый раз в жизни. Власти раздражала

 В 1951 г. отца Кукшу из Киева перевели в Почаевскую Свято-Успенскую лавру. В Почаеве старец нес послушание киотного у чудотворной иконы, когда к ней прикладывались монахи и богомольцы. Кроме этого, отец Кукша должен был исповедовать людей. Все, кто приезжал в монастырь, старались попасть к нему на исповедь. Люди в храме сотнями стояли в очереди к нему. Многих принимал он и в своей келье, не жалея себя и почти без отдыха проводя целые дни, несмотря на преклонный возраст и болезни. Популярность старца среди верующих вызывала раздражение властей и порой зависть среди монашества. По распоряжению  монастырского начальства период с марта по апрель 1957 г. ему предписано пребывать в затворе «для совершенствования аскетической жизни и несения высшего схимнического подвига», а затем и в конце апреля 1957 г. старца переводят в небольшой отдаленный Крещатицкий Свято-Иоанно-Богословский монастырь Черновицкой епархии. Приход старца Кукши в эту обитель был для нее благотворным — ожила духовная жизнь, в обитель потянулись богомольцы, их дарами монастырь смог воздвигнуть новые постройки. Сам преподобный, несмотря на старческую слабость, чувствовал здесь себя хорошо, часто повторял: «Здесь я дома, здесь я на Афоне!»

В начале 60-х гг. ХХ в. в СССР началась новая волна гонений на религию и церковь. В ходе этой кампании в 1960 г. закрыли Черновицкий женский монастырь. Монахинь перевели в Иоанно-Богословский монастырь в с. Крещатик, монахов отправили в Почаевскую лавру, а отца Кукшу — в Одесский Свято-Успенский мужской монастырь. Вновь потянулись к нему верующие.   Старец обладал даром исцелять больных, случаи исцелений исчислялись десятками. О его даре предвидения ходили легенды, так он предсказал собственную смерть и некоторые обстоятельства погребения. Побеседовать с отцом Кукшей, испросить у него духовного совета стремились архиепископы, епископы, ученые, чиновники, занимавшие высокие государственные посты. В его маленькую келью приходили за советом, и он никогда никому не отказывал.

В монастырь почти ежегодно летом приезжал патриарх Алексий I, который всегда приглашал старца «на чашку чая», любил беседовать с ним, спрашивал, как было в Иерусалиме и на Афоне в старое доброе время. В последний год своей земной жизни отец Кукша побывал в Москве: патриарх Алексий I лично благословил его приехать в Троице-Сергиеву лавру на праздник обретения мощей святого Сергия Радонежского. Паломники, стали свидетелями необычного зрелища: люди несли старца на плечах, а он благословлял народ, смиренно прося отпустить его.

В октябре 1964 г. старец, упав, сломал бедро. Пролежав в таком состоянии на холодной сырой земле, он простудился и заболел воспалением легких. Он никогда не принимал лекарств, называя врачебницей святую Церковь. Даже страдая в предсмертной болезни, он также отказался от всякой врачебной помощи, полагая в  Боге единого помощника и покровителя, причащаясь каждый день святых Христовых Тайн. В ночь с 23 на 24 декабря 1964 г.  в возрасте 90 лет старец Кукша скончался.

Власти, боясь большого стечения народа, препятствовали тому, чтобы его хоронили в монастыре, а требовали совершить погребение на его родине. Но это наместник монастыря жестко ответил: «У монаха родина — монастырь». Власти дали срок на погребение 2 часа. Весь церковный мир был возмущен этими обстоятельствами, патриарх Алексий I с тревогой запрашивал — почему так поступили с останками старца Кукши?

Вскоре после смерти отца Кукши на его могиле стали происходить случаи исцеления больных и страждущих, многие из них были документально зафиксированы.

Обретение святых мощей преподобного Кукши произошло 29 сентября 1994 года. С первого дня прославления преподобного Кукши от его святых мощей стали совершаться знаменательные случаи исцелений больных.

В 1995 г. по решению Священного Синода Украинской Православной Церкви (Московского патриархата) старец Кукша был причислен к лику святых в чине преподобного. Память преподобного Кукши Одесского чтят 16 сентября в день обретения мощей, а также 11(24) декабря в день кончины, в Соборе новомучеников и исповедников Российских.

Мощи преподобного Кукши помещены в главном храме Одесского Свято-Успенского мужского монастыря. На монастырском кладбище на месте захоронения святого лежит мраморная плита с надписью «Здесь был похоронен преподобный Кукша Одесский». 19 октября 2009 г. митрополит Киевский и всея Украины Владимир (Сабодан) совершил освящение нижнего храма в честь преподобного Кукши Одесского в новопостроенном соборе в честь иконы Божией Матери «Живоносный Источник», расположенном на территории Свято-Успенского Одесского мужского монастыря.

 

 

Источники и литература:

 Житие преподобного Кукши Одесского, Почаевского и Киевского чудотворца — Одесса: Черноморье, 1995.

Губская Т.Н. Военное духовенство и священники Николаева. Исторические очерки /Т.Н. Губская — Николаев: Издательство Ирины

Гудым, 2006.

Сауткина В. Житие преподобного Кукши Одесского /В. Сауткина [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://rushill07.narod.ru/saints/kuksha/1.html

 

В.В. Щукин

  

Приложения

 

 

Тропарь преподобному Кукше Одесскому, глас 4

От юности мир суемудренный и лукавый оставил еси, Божественною свыше просветився благодатию, преподобне, многим терпением во временней жизни подвиг совершил еси, темже источаеши чудес благодать всем с верою приходящим к раце мощей твоих, Кукшо, преблаженне отче наш.

 О преподобне и богоносне отче наш Кукшо, обители Успения Божией Матери похвало, богоспасаемаго града Одессы неувядаемый цвете, кроткий пастырю Христов и великий за нас молитвенниче!

Усердно к тебе прибегаем и с сокрушенным сердцем просим: не отыми покров твой от обители нашей, в ней же подвигом добрым подвизался еси.

Буди помощник благий всем благочестно живущим и добре труждающимся в ней.

О добрый наш пастырю и богомудрый наставниче, преподобне отче Кукшо, призри милостивно на предстоящия люди, умиленно молящиеся и просящие от тебе помощи и заступления.

Помяни всех, веру и любовь к тебе имущих, имя твое молитвенно призывающих и на поклонение мощем твоим святым приходящих, и вся во благих прошения их милостивно исполни, осеняя их святоотеческим твоим благословением.

Избави, святый отче, от всякаго навета вражия Церковь нашу святую, град сей, обитель и землю нашу, и не остави заступлением твоим нас немощных, грехами и скорбями многими обремененных.

Озари, преблаженне, ум наш светом лица Божия, укрепи благодатию Господнею жизнь нашу, да в законе Христове утвердившеся, неленостно по пути заповедей святых потечем.

Осени твоим благословением нас, и всех в скорбех сущих, болезнями душевными и телесными одержимых, исцеление, утешение и избавление даруй.

Над всеми же сими испроси нам свыше дух кротости и смиренномудрия, дух терпения и покаяния, отступившим от Православныя Веры и погибельными ересьми и расколами ослепленным вразумление, во тьме неверия блуждающим светом истиннаго Богопознания просвещение, раздоров и нестроений утоление.

Умоли Господа Бога и Пресвятую Богородицу даровати нам тихое и безгрешное житие.

Поминай нас недостойных у престола Вседержителя, и испроси мирную христианскую кончину, и сподоби нас помощию твоею спасение вечное улучити и Царствие Небесное унаследовати, да славословим велия щедроты и неизреченныя милости Отца и Сына и Святаго Духа, в Троице поклоняемаго Бога, и твое отеческое заступление во веки веков. Аминь.

 

Тропарь, глас 4

От юности мир суемудренный и лукавый оставил еси, Божественною свыше просветився благодатию, преподобне, многим терпением во временней жизни подвиг совершил еси, темже источаеши чудес благодать всем с верою приходящим к раце мощей твоих, Кукшо, преблаженне отче наш.

 

Кондак, глас 8

Подвижника благочестия искусна, новаго исповедника веры отеческия преподобнаго Кукшу верно вси ублажим, яко пастыря истиннаго, старца благостнаго, иноков наставника, утешителя малодушных, целителя недужных, и по кончине показующаго светлость жития своего. И днесь в память его притекше, радостно возопием: яко имея дерзновение к Богу, многообразных нас избави обстояний, да зовем ти: радуйся, утверждение людем православным.

 

Молитва

О преподобне и богоносне отче наш Кукшо, обители Успения Божией Матери похвало, богоспасаемаго града Одессы неувядаемый цвете, кроткий пастырю Христов и великий за нас молитвенниче. Усердно к тебе прибегаем и с сокрушенным сердцем просим: не отыми покров твой от обители нашей, в нейже подвигом добрым подвизался еси. Буди помощник благий всем благочестно живущим и добре труждающимся в ней. О добрый наш пастырю и богомудрый наставниче, преподобне отче Кукшо, призри милостивно на предстоящия люди, умиленно молящиеся и просящие от тебе помощи и заступления. Помяни всех, веру и любовь к тебе имущих, имя твое молитвенно призывающих и на поклонение мощем твоим святым приходящих, и вся во благих прошения их милостивно исполни, осеняя их святоотеческим твоим благословением. Избави, святый отче, от всякаго навета вражия Церковь нашу святую, град сей, обитель и землю нашу, и не остави заступлением твоим нас немощных, грехами и скорбями многими обремененных. Озари, преблаженне, ум наш светом лица Божия, укрепи благодатию Господней жизнь нашу, да в законе Христове утвердившеся, неленостно по пути заповедей святых потечем. Осени твоим благословением нас, и всех в скорбех сущих, болезньми душевными и телесными одержимых, исцеление, утешение и избавление даруя. Над всеми же сими испроси нам свыше дух кротости и смиренномудрия, дух терпения и покаяния, отступившим от православныя веры и погибельными ересьми и расколами ослепленным вразумление, во тьме неверия блуждающим светом истиннаго богопознания просвещение, раздоров и нестроений утоление. Умоли Господа Бога и Пресвятую Богородицу даровати нам тихое н безгрешное житие. Поминай нас недостойных у престола Вседержителя, и испроси мирную христианскую кончину, и сподоби нас помощию твоею спасение вечное улучити и Царствие Небесное унаследовати, да славословим велия щедроты и неизреченныя милости Отца и Сына и Святаго Духа, в Троице поклоняемаго Бога, и твое отеческое заступление во веки веков. Аминь.

Posted in К, Религия и церковь, Статьи, Щукин В.В..