Паризо де ла Валетт /Валет/ Константин Петрович / Pariso de la Valett C./ (13.01.1877 г. – 13.04.1940 г., Канны, Франция)

Паризо де ла Валетт /Валет/ Константин Петрович / Pariso de la Valett C./ (13.01.1877 г. – 13.04.1940 г., Канны, Франция) — гражданский инженер, архитектор.

К.П. Паризо де ла Валетт был потомком знатной семьи с юга Франции (именем гроссмейстера Мальтийского ордена Жана Паризо де ла Валетта названа столица Мальты); его прадед эмигрировал в Россию по время Великой французской революции. В ряде источников местом рождения К.П. Паризо де ла Валетта указывается Николаев.

Окончил Институт гражданских инженеров в Петербурге в 1899 г. Служил в лейб-гвардии Егерском полку (на гражданской службе). Работал в Николаеве с начала ХХ в. В 1904 г.участвовал в работе комиссии по строительству городского водопровода. К этому же времени относится и первый крупный архитектурный проект, разработанный К.П. Паризо де ла Валетом – ему был заказан проект здания для амбулатории Николаевской городской больницы. Архитектор к заказу отнесся с ответственностью, понимая, что новое здание должно стать доминантой всего комплекса сооружений больницы и одной из визитных карточек города. В силу этого, его стиль должен быть достаточно оригинальным, но, при этом, не контрастировать со сложившейся застройкой комплекса больницы. К началу 1904 г. первоначальный проект был исполнен, поскольку 9 марта того же года постановлением Попечительного Совета предписывалось выдать архитектору 180 руб. «…за составление им проекта фасада и плана здания амбулатории при городской больнице». В дальнейшем он не смог участвовать в доработке проекта. Он дорабатывался Е. Штукенбергом, в соответствии с рекомендациями главного врача больницы. Нет документов, которые свидетельствовали бы о том, что в ходе дальнейших работ как-либо менялся первоначальный облик фасада здания. Поскольку Е. Штукенберг впоследствии осуществлял руководство его строительством, большинство николаевских исследователей традиционно считают его архитектором данного сооружения. Фасад здания решен в стиле модерн, он сдержанно и оригинально декорирован романско-готическими архитектурными элементами, использованы также элементы «кирпичного стиля», которые должны были служить деталями объединяющими новое здание в единый ансамбль с ранее сооруженными больничными павильонами. С общей застройкой больницы здание объединяют одноэтажные флигеля, пристроенные к боковым фасадам, они мягко и ненавязчиво выделяют центральный двухэтажный объем сооружения. Центр корпуса выделен оригинальным фронтоном в стиле европейской средневековой архитектуры, в центре которого расположен оригинальный люнет, завершающийся готической стрельчатой аркой. К сожалению, штукатурка и полихромная раскраска нанесенные позднее, скрыли каменную кладку, исказив первоначальный замысел архитектора. Архитектурный декор здания заставляет вспомнить об архитектуре романтического стиля 30-40-х гг. ХІХ в., в частности, ощущается явное влияние стиля Воронцовского дворца в Алупке.

Возможно, к этому же времени относится сооружение оригинального особняка в стиле модерн в начале ул. Адмиральской, не имеющего аналогов в архитектуре Николаева. Гладкие стены, минимализм в использовании декоративных архитектурных деталей, разные по форме оконные проемы по фасаду и разноскатная кровля создают изысканную аллюзию с традиционной прибалтийско-скандинавской архитектурой и свидетельствуют об изысканном вкусе и широкой художественной эрудиции архитектора.

В 1904 г. мобилизован в действующую армию в связи с начавшейся русско-японской войной. В 1906 г. возвратился в Николаев, восстановлен в должности гражданского инженера, по совместительству работал преподавателем математики и графических искусств в Николаевском среднем механико-техническом училище. За плодотворную преподавательскую работу в 1909 г. представлен к награждению орденом св. Станислава ІІІ степени.

Перерабатывал проект главного фасада здания городской управы, строившегося под руководством Е.А. Штукенберга в 1910-1911 гг. (и в этом случае авторство архитектурного проекта приписывается исключительно Е. Штукенбергу).

В 1912 г., в качестве городского архитектора, участвовал в работе комисси по сооружению крытых рынков (рыночных павильонов, располагавшихся на месте современного детского городка «Сказка»).

По мнению Ю.С. Крючкова, вклад этого архитектора в развитие архитектуры в Николаеве не получил должной оценки. Исследователь считает, что по его проектам в городе построено немало зданий, но они пока не выявлены.

В 1913 г. К.П. Паризо де ла Валетт переехал в Екатеринослав, где занимал должность губернского инженера.

В начале І Мировой войны мобилизован в действующую армию и направлен на Галицийский, затем на Румынский фронт. Участник Белого движения на юге России.

В январе 1920 г. К.П. Паризо де ла Валетт с семьей эвакуировался из Одессы в Югославию. В июле того же года обосновался в г. Нови-Сад, где четыре года занимал должность архитектора при городском Управлении строительными работами.

Самостоятельно и в соавторстве с другими специалистами-эмигрантами проектировал и строил в г. Нови-Сад административные здания, жилые дома и особняки. Чаще всего работал в соавторстве со своим сокурсником по институту Ю.Н. Шретером. Совместно ими построены здания: Управления строительными работами (1921–1922 гг.), особняк семьи Джукич (1923–1924 гг.), «Дом с львиными масками» (1923–1924 гг.), виллы на ул. Сараевска, № 3 и 5 (1924 г.). В сооружениях этого периода органично сочетаются элементы русского классицизма и южноевропейской архитектуры. Время пребывания в г. Нови-Сад стало наиболее плодотворным периодом творчества архитектора.

В декабре 1924 г. он покинул Нови-Сад. После непродолжительного пребывания в Италии, переехал во Францию. Жил в Париже, ухудшение состояния здоровья (туберкулез) не позволяло активно заниматься профессиональной деятельностью. Спроектировал и построил несколько домов в предместье Парижа Вирофлей (Viroflay), принимал участие в возведении Русского дома-пансионата в Сен-Женевьев-де-Буа под Парижем (совместно с арх. Б.А. Ошмянским). В дальнейшем по состоянию здоровья от архитектурной деятельности отошел.

В 1932 г. семья переехала на Лазурный берег, в Канны. Последние годы жизни писал акварели, преимущественно на военные сюжеты. Умер в Каннах13 апреля 1940 г., похоронен на кладбище Гран-Жа.

 

Источники и литература:

Арсеньев А. Жизнь русских эмигрантов в Сербии / А. Арсеньев // Новый Журнал. – 2010. — № 259.

Арсеньев А. Б. Петербургские архитекторы Нови-Сада: К. П. Паризо де ла Валетт и Ю. Н. Шретер / А.Б. Арсеньев // Изобразительное искусство, архитектура и искусствоведение русского зарубежья. СПб., 2008. С. 355-356, 358.

Крючков Ю.С. Град святого Николая. Путеводитель по старому Николаеву/ Ю.С. Крючков – Николаев : Возможности Киммерии, 2003.

Крючков Ю.С. Архитектура старого Николаева / Ю.С. Крючков – Николаев : Возможности Киммерии, 2008

Кухар-Онышко Н.А. Паризо де ла Валет Константин Петрович / Н.А. Кухар-Онышко // Николаевцы. Энциклопедический словарь Николаев : Возможности Киммерии, 1999.

 

В.В. Щукин

Posted in История Николаева, Культура, П, Персоналии, Статьи, Щукин В.В..