Пещуров Алексей Алексеевич (9.05.1834 г., с. Лосево Калужской губернии — 9.10.1891 г., Петербург) – вице-адмирал, выдающийся военно-морской деятель, Николаевский военный губернатор в 1882-1890 гг.

А.А. Пещуров

А.А. Пещуров

Алексей Алексеевич Пещуров происходил из древнего дворянского рода.  Его отец — Алексей Петрович Пещуров — действительный статский советник, обер-прокурор 7 Департамента Правительствующего Сената, предводитель дворянства Мосалського уезда Калужской губернии, умер за 5 месяцев до рождения сына. А. Пещуров был пятым ребенком в семье. До семилетнего возраста воспитывался в семье. Ребенок рос любознательным, начитанным, хорошо знал французский и английский языки.

В октябре 1841 г. мать семилетнего А. Пещурова обратилась с прошением на имя директора Морского Кадетского корпуса адмирала И.Ф. Крузенштерна, она писала: «Просит вдова действительная статская советница Мина Васильева, о нижеследующем: сына моего, Алексея Пещурова, имеющего от роду 7 лет и обученного чтению и письму по-русски и по-французски, желая отдать для воспитания в Морской Кадетский корпус, всеподданнейше прошу: дабы повелено было сие мое прошение принять и именованного сына моего в морской кадетский корпус определить…».

9 марта 1848 г. А. Пещуров принят в Морской Кадетский корпус, 11 августа 1851 г. произведен в гардемарины. Действительная служба официально ему засчитывалась с 9 мая 1850 г.

После окончания в 1852 г. Морского корпуса, А.А. Пещуров назначен для дальнейшей службы на 52-пушечный фрегат «Паллада». Корабль предназначался для заграничных визитов членов царской фамилии. Командиром фрегата был флигель-адъютант капитан-лейтенант И. С. Унковский. В 1852 г. русское правительство решило отправить на фрегате делегацию в Японию для установления торговых и дипломатических отношений. Руководителем делегации назначен вице-адмирал Е. В. Путятин. Обстоятельства этого плавания подробно изложены в путевых записках писателя И. А. Гончарова, включенного в состав делегации..

Во время этого плавания А. А. Пещурову 13 августа 1853 г. присвоено первое офицерское звание мичмана. Фрегат «Паллада» в это время находился в японском порту Нагасаки. Мичман А. Пещуров участвовал во всех дипломатических переговорах вице-адмирала Е. Путятина как стенографист.

В 1854 г. экипажем фрегата «Паллада» производилось гидрографическое описание малоисследованного восточного берега Кореи. А. Пещуров принимал личное участие в описании и картографировании берегов Японского моря, он также составил описание японского порта Нагасаки, работал над составлением описания залива Де-Кастри и Сангарского пролива.

В сентябре 1854 г. А.А. Пещуров вместе с дипломатической миссией Е. Путятина переместился на фрегат «Диана», который 26 сентября взял курс на Японию. Побывав в японских городах Хакодате и Осака, фрегат «Диана» 4 22 ноября прибыл на рейд в бухту Симода, 11 декабря 1854 г. в бухте  произошло мощное землетрясение, сопровождавшееся цунами, Фрегат «Диана» уцелел, но получил серьезные повреждения, для ремонта корабль решено перевести в бухту Хеда. Во время перехода корабль попал в шторм и затонул. После гибели «Дианы» принято решение построить шхуну. Через 2,5 месяца шхуна «Хеда» была готова. Находясь в Японии, А.А. Пещуров составил планы портов Хакодате, Осака, Симода, бухт Энора, Хеда, Арари, Таго.

В конце апреля 1855 г. шхуна «Xеда» с частью экипажа «Дианы» вышла в море, обогнула Японию с юга и 8 июня 1855 г. пришла в Николаевский порт (Николаевск-на-Амуре). Поход шхуны происходил в крайне напряженной обстановке, поскольку прибрежные воды патрулировались англо-французской эскадрой (продолжалась Крымская война). В ходе этого путешествия «Хеда» дважды встречалась с неприятельскими судами, но сумела ускользнуть от противника. Эти события описаны А. Пещуровым и в 1856 г. опубликованы в «Морском сборнике». Затем на пароходе «Надежда» А. Пещуров сопровождал Е.В. Путятина вверх по Амуру, во время плавания он проводил гидрографические исследования, в результате которых удалось внести исправления и дополнения карты Амура. По завершении трехлетнего заграничного плавания А.А. Пещуров возвратился в Петербург, пройдя хорошую морскую и гидрографическую практику, получив навыки дипломатической работы.

30 ноября 1855 г. А. А. Пещуров произведен в лейтенанты и назначен адъютантом начальника штаба военного губернатора Кронштадта, а в марте 1856 г. зачислен в 16-й флотский экипаж.

24 июля 1856 г. командирован за границу в распоряжение  вице-адмирала Е.В. Путятина. 26 февраля 1857 г. назначен агентом по заказам Морского министерства в Англии и Франции. А. А. Пещуров ведал техническими закупками в этих странах, и руководил отправкой приобретенного оборудования в Россию. Эта деятельность способствовала усовершенствованию знаний и опыта в области технического оснащения и технологии судостроения. В 1858 г. награжден орденом Св. Анны 3 степени. В Англии он познакомился с дочерью лютеранского священника Барбарой Франциской Элиот (Беней) и женился на ней.

В 1857 г. участвовал в миссии Е.В. Путятина в Пекин для заключения мирного договора между Россией и Китаем, по которому были определены границы между странами. В ходе миссии экипажем парохода-корвета «Америка», на котором перемещалась миссия, был открыт и описан залив святой Ольги. Одному из мысов залива было присвоено имя Пещурова.

В 1860 г. А. А. Пещуров назначен командиром 7-пушечного клипера «Гайдамак», а 17 октября 1860 г. за отличия по службе произведен в капитан-лейтенанты. 1860-1864 гг. осуществил плавание на клипере «Гайдамак» в Тихий океан, в ходе которого обошел мыс Горн, посетил Русскую Америку, Сан-Франциско (в составе Тихоокеанской эскадры контр-адмирала А. А. Попова, экспедиция эскадры предпринята для защиты северян от возможного выступления Англии и Франции входе гражданской войны 1861-1865 на стороне Южной Конфедерации). Далее клипер последовал к берегам Китая, Японии и Камчатки. Во время плавания А.А. Пещуров занимался описанием берегов, населяющих их народов, их обычаев и образа жизни, о чем вел подробные записи, которые впоследствии были опубликованы в «Морской сборнике». Во время плавания экипажем клипера обнаружена новая бухта, названная Гайдамак. 28 августа 1861 г. судно штормом было выброшено на берег в заливе Дуэ. Клипер с большим трудом был снят только 30 мая следующего года судами Сибирской флотилии, отправлен в Шанхай на ремонт, после чего возвратился в Кронштадт.

1 января 1864 г. А.А. Пещуров награжден орденом Св. Владимира 4-й степени, 1 января 1865 г. ему присвоено звание капитана 2-го ранга. Его прикомандировали к Кораблестроительному департаменту для разработки вопроса о выделке и испытании якорей и канатных цепей, своими познаниями и советами он способствовал успешному решению этой проблемы. 4 октября 1865 г. А.А. Пещуров назначен командиром броненосного фрегата «Минин». 4 пареля 1866 г. командирован в Англию для ознакомления с особенностями снабжения броненосных кораблей.

Учитывая дипломатические способности и опыт 15 мая 1867 г. А.А. Пещуров был направлен в Америку. Он в качестве российского правительственного комиссара участвовал в передаче правительству Северо-Американских Соединенных Штатов бывших владений Российско-Американской компании на Аляске и Алеутских островах, уступленных (проданных) российским правительством, согласно трактату от 18 марта 1867 г. Российский комиссар обеспечивал международно-правовую легитимность этой сделки, руководил эвакуацией российских подданных с передаваемых территорий на родину.

11 ноября 1868 г. за отличие по службе А.А. Пещуров произведен в капитаны 1 ранга, и назначен вице-директором канцелярии Морского министерства. 28 марта 1871 г. награжден орденом Св. Анны 2 степени. В том же году Персидским шахом пожалован орденом Льва и Солнца. 8 апреля 1873 г. пожалован орденом Св. Владимира 3 степени. 31 марта 1874 г. за отличие по службе А.А. Пещуров произведен в контр-адмиралы. В 1875 г. назначен директором канцелярии Морского министерства. 4 апреля 1876 г. награжден орденом Св. Станислава 1 степени, а 11 сентября 1878 г. назначен в свиту императора. 1 января 1880 г. его наградили орденом Св. Анны 1 степени.

14 января 1880 г. А.А. Пещуров назначен товарищем управляющего Морским министерством (заместителем министра), а через полгода (23 июня) он назначается управляющим Морским министерством. Он стал десятым морским министром в истории Российской империи, одним из самых молодых на этом посту (ему к этому времени исполнилось 47 лет). 20 ноября 1880 г. награжден греческим орденом Спасителя 1 степени.

Под руководством морского министра разрабатывалась программа строительства российского флота на последующие 20 лет, предусматривавшая иметь в составе флота 15 крейсеров (13 для Балтийского флота и 2 для Черноморского), 24 броненосца (16 для Балтийского и 8 для Черноморского флота), 125 миноносцев. Быстрой служебной карьерой А.А. Пещуров был обязан, прежде всего, своим способностям, трудолюбию, основательному знакомству в теории и на практике с морским делом. Это был адмирал, скромно исполнявший свои обязанности и не раздувавший свои заслуги. А.А. Пещуров отличался редким хладнокровием и всегда был точен, аккуратен во всем и требовал этой точности, аккуратности от других.

С вступлением на престол императора Александра ΙΙΙ (2 марта 1881 г.), принципиальная позиция морского министра начала вызывать раздражение некоторых адмиралов и влиятельных лиц (в их числе оказались и великие князья), которые активно интриговали против него. В результате, 11 января 1882 г. А.А. Пещуров освобожден от управления Морским министерством и назначен главным командиром Черноморского флота и портов и военным губернатором Николаева. В качестве сглаживания этого перемещения он «за отличие» был произведен этим же числом в вице-адмиралы.

5 февраля 1882 г. А.А. Пещуров прибыл в Николаев и вступил в исполнение новой должности. На новом месте А.А. Пещуров энергично принялся за дело: много внимания уделял совершенствованию флота, увеличению его корабельного состава. 15 мая 1883 г. он награжден орденом Св. Владимира 2 степени. ноября 3 ноября (22 октября) 1884 г. приказом генерал-адмирала великого князя Алексея Александровича (одного из главных недоброжелателей А. Пещурова), за успехи в постройке новых броненосцев и дока, за отличный порядок, выявленный при осмотре учреждений и судов Черноморского флота, ему объявлена именная Высочайшая особая благодарность.

В те годы проходило переформирование всего российского флота, и начавшееся с 1882 г. и рассчитанное на 20 лет (в основном, согласно программе, разработанной А.А. Пещуровым в бытность его на посту морского министра). Его активная деятельность позволила в короткий срок заложить и построить новейшие по тому времени броненосцы (первые на Черноморском флоте) «Екатерина II», «Синоп»; заложены канонерские лодки «Донец», «Запорожец», «Черноморец», вступившие в строй в 1888-1889 гг. Первый минный крейсер «Капитан Сакен», заложенный в Николаеве, вступил в строй в 1889 г. Началось строительство броненосцев «Георгий Победоносец» и «Двенадцать Апостолов».

В 1885 г. обсуждался проект нового положения о Морском ведомстве. А.А. Пещуров, подробно проанализировал его и высказал свои  соображения. Он возражал против объединения в одном управлении различных частей Морского ведомства, таких, как кораблестроительная, механическая, артиллерийская и др. Возражал против передачи в ведение портов хозяйства по кораблестроению, артиллерии и минному делу; считал нелогичным передачу маячного хозяйства в главное. Эти и другие замечания не могли не вызывать раздражения со стороны высокопоставленных петербургских чиновников от флота.

1 апреля 1885 г. Алексей Алексеевич был назначен членом комиссии под председательством командующего Одесским военным округом по обороне Черноморского побережья.

1 января 1886 г., в соответствии с реорганизацией флота, вице-адмирал А.А.Пещуров назначен главным командиром флота и портов Черного и Каспийского морей с оставлением в должности военного губернатора Николаева. 9-10 мая 1886 г. Николаев посетил император Александр ІІІ с  семьей, он остался вполне доволен благоустройством города и объявил А.А. Пещурову именную высочайшую благодарность. Тогда же, за успешный спуск на воду трёхбашенного броненосного корабля «Чесма», он награждён орденом Белого Орла; а за освоение строительства современных кораблей на Чёрном море в 1888 г. удостоен ордена Св. Александра Невского.

Восьмилетнее губернаторство А.А. Пещурова в Николаеве было временем экономического процветания города, связанное с возрождением военного судостроения, развитием внешней и внутренней торговли.

В 1889 г. началось сооружение каботажной пристани в коммерческом порту. Началось строительство элеватора в коммерческом порту. Построена Варваровская хлебная пристань. Открыт скотопригонный рынок для оптовой торговли скотом. В 1884 г. братья Донские основали кузницу, которая впоследствии переросла в крупный завод сельскохозяйственных машин.»

В августе 1882 г. открыто «Северное телеграфное агентство», связавшее город телеграфной связью со всем миром. В январе 1890 г. в Николаеве начала действовать телефонная связь

Немало было сделано для благоустройства города. В 1882 г. рядом с Александровской мужской гимназией заложен сквер, получивший название Манганариевского в память о военном губернаторе М.П. Манганари. В память о военном губернаторе Б.А. Глазенапе Молдаванская улица переименована в Глазенаповскую.

В 1883 г. начались изыскательские и проектные работы по строительству городского водопровода. В том же году замощена булыжником Базарная площадь, на ней сооружены новые деревянные и каменные лавки. Продолжалось замощение улиц Адмиральской, Набережной, Соборной площади.

В 1889 г. началось строительство комплекса Николаевской городской больницы, которая через год начала действовать в новых зданиях. Это были первые специальные сооружения для размещения лечебного учреждения для гражданского населения за всю историю города.

Происходили позитивные изменения в сфере просвещения и культурной жизни города. В 1882 г. открылась школа грамотности на хуторе Водопой. В 1883 г. открылось городское начальное народное училище. Сооружено новое здание Мариинской женской гимназии по проекту архитектора Е.А. Штукенберга.

В 1882 г. В.А. Даценко начал издавать газету «Николаевский листок объявлений» (с 1884 г. – «Николаевский листок», позднее «Южанин», издавался В.В. Рюминым). В 1886 г. открылся частный музей природоведческой коллекции Э. П. Францова. В 1889 г. открылся Николаевский яхт-клуб. В

В период губернаторства А.А. Пещурова Николаев неоднократно посещался морским министром, министром путей сообщения и многими высокопоставленными персонами, в том числе и императорским семейством.

С 1856 г. Пещуров был постоянным автором «Морского сборника», в котором публиковал свои воспоминания о плаваниях на Тихом океане, о пребывании в Северной Америке, о налаживании строительства броненосного флота в России.

В июле 1890 г. А.А. Пещуров отпущен в отпуск по болезни. В августе того же года он назначен членом Государственного Совета. Однако в результате болезни 20 октября 1891 г. Алексей Алексеевич Пещуров скончался в Петербурге. Его отпевали в Петербургском Адмиралтейском соборе Св. Спиридония и похоронили на Петербургском Новодевичьем кладбище. Его супруга Варвара Вениаминовна пережила мужа на семь лет и погребена рядом с ним. Родственники и сослуживцы соорудили над могилой А.А. Пещурова часовню, которая до основания была разрушена в 30-е годы ХХ в.

Именем вице-адмирала А.А. Пещурова названы 2 мыса — в заливе Петра Великого и на Корейском полуострове (Японское море).

В период с 1856 по 1863 г. в «Морском сборнике» были опубликованы статьи А.А. Пещурова: «Шхуна «Хеда» в Татарском проливе», «Содержание матросов в английском и французском флотах», «Водолазный прибор Кораблик»; «Морской суд во Франции и Англии», «Кавказская винтовая шхуна «Абин»»; «Пушка Армстронга», «О пенсиях нижних чинов английского флота»; «Плавание в Японском море», «С клипера «Гайдамак», «Выписка из дневника, веденного в Пекине в 1858 г.».

Источники и литература:

Александров Е.А. Русские в Северной Америке / Е.А. Александров — Хэмден-Сан-Франциско-СПб., 2005. – С. 396.

Алексей Алексеевич Пещуров // Морской сборник. – 1995. — № 6.

Крючков Ю.С. История Николаева от основания до наших дней / Ю.С. Крючков – Николаев : Возможности Киммерии, 1996. – С. 134-137.

Российские адмиралы. Биографический словарь / Автор-сост. С.В.Чертопруд – М. : Транзиткнига, 2004.

Pierce R.A. Russian America. A Biographical Dictionary / Pierce R.A. – Kingston, 1990. — P. 395.

Сирый С.П. Десятый Морской министр Императорского флота России вице-адмирал Пещуров Алексей Алексеевич [Электронный ресурс] / С.П. Сирый. Режим доступа:  http://rgavmf.ru/lib/siry_peschurov.pdf

Тарсаидзе А.Г. К 90-летнему юбилею прибытия русских эскадр в Америку, 1863-1953  / А.Г. Тарсаидзе // Морские записки — Т. XI. — 1953 (№ 3). — С. 11-23.

Христенко В.Н. Вице-адмирал А.А. Пещуров [Электронный ресурс] / Христенко В.Н. // Николаевские адмиралы / Николаевское землячество в Москве. Режим доступа: http: //nikolaev-moscow.at.ua/index/nikolaevskie_admiraly_n_p/0-202

Михайлов А. Алексей Алексеевич Пещуров [Электроныый ресурс] / А. Михайлов // Новости краеведения Пскова. Новые публикации и архивные материалы. Режим доступа: http://druzhkovka-news.ru/aleksej-alekseevich-peshurov/2/.

 

В.В. Щукин