Полукопеечный сбор – денежный сбор в сумме ½ копейки, взимавшийся с каждого пуда грузов, ввозимых и вывозимых через порт (кроме леса), не облагались сбором суда, доставлявшие в камень-брусчатку для мощения улиц.

Полукопеечнный сбор относился к числу портовых сборов и устанавливался специальным правительственным постановлением Средства от этого сбора оставались в распоряжении портового города и направлялись на благоустройство города. Чаще всего такой сбор вводился с конкретной целью: развитие инфраструктуры порта, замощение городских улиц и дорог, обеспечение водоснабжения и др.

Впервые в Российской империи такой сбор введен в Одессе в 1801 г. с каждого пуда товаров, вывозимых из Одесского порта за границу (большую часть вывозимых грузов составляло зерно). Первоначально его средства шли на покрытие городских расходов и сооружение канализации, позднее – на улучшение портовых сооружений и мощение улиц, по которым подвозили грузы к порту.

Для Николаева вопрос о необходимости введения полукопеечного сбора становится актуальным с сердины 60-х гг. ХІХ в. в связи с открытием Николаевского коммерческого порта для внешней торговли и увеличением хлебного экспорта через порт.

В Николаевской городской думе обсуждение вопроса о введении полукопеечного сбора вызвало большие дискуссии. Одним из инициаторов его введения стал гласный Думы Григорий Николаевич Ге. Ему пришлось преодолевать большое сопротивление со стороны местного купечества, не желавшего делиться с городом частью своих доходов. Тем не менее, позитивное решение по этому вопросу было принято. По просьбе городской думы в 1877 г. Николаевский военный губернатор Н.А. Аркас ходатайствовал в Петербурге о разрешении ввести полукопеечный сбор для Николаевского порта, однако министр внутренних дел Тимашев не одобрил эту идею. В 1879 г. Николаевская дума возобновила ходатайства о введении сбора. С этой целью в столицу отбыл городской голова М.П. Паризо, которому удалось убедить правительственные круги в необходимости введения сбора.

18 декабря 1879 г. высочайше утвержденным решением Государственного Совета Николаеву и ряду других городов разрешено взимание полукопеечного сбора с каждого пуда вывозимых через порт грузов. Кроме того, особым решением Николаевской думы, судам, прибывавшим за грузами в Николаевский коммерческий порт, предписывалось в качестве балласта завозить в город гранитную брусчатку. Введение полукопеечного сбора полностью оправдало возлагавшиеся на него надежды. Только за первые 9 лет его существования (1880-1889 гг.) городской бюджет получил более 1 млн. руб., которые были использованы для замощения припортовых и городских улиц. Полукопеечный сбор в Николаеве просуществовал вплоть до 1917 г.

Кроме Николаева и Одессы полукопеечный сбор взимался в Таганроге, Бердянске, Севастополе, Ростове на Дону, Феодосии, Евпатории, Нахичевани, Азове, Керчи, Геническе, Анапе, Херсоне, Аккерман, Сухуме, Поти, Таманской станице и Владивостоке; в Тюмени и Кишиневе такой сбор введен на грузы, перевозившиеся по железной дороге.

 

Источники и литература:

Ге Г. Н. Исторический очерк столетнего существования города Николаева при устье Ингула (1790 − 1890) / Г.Н. Ге – Николаев, 1890.

Лифанов В., Миющенко В. Николаев, 1789-1989: страницы истории. Справочник / В. Лифанов, В. Миющенко – Одесса, 1989. – C. 21.

Портовые сборы // Энциклопедический Словарь Ф. А. Брокгауза и И. А. Ефрона – Т. 24А (48). — СПб., 1898.

Финансы крупнейших наших городов. – СПб., 1894. — С. 39-40.

 

В.В. Щукин