Рафалович, Рафаловичи

Рафалович, Рафаловичи – фамилия еврейских купцов, живших и работавших в Николаеве в XIX – начале ХХ вв.

Берег Спасска

Берег Спасска

Глава семейства – могилевский купец Шлема Мошкович (Моисеевич) Рафалович (ок. 1790 г. – 1846 г.) переехал в Николаев из Могилева в 1825 г. по приглашению свояченицы Ю.М. Грейг, жены николаевского военного губернатора. Близкий родственник основателя одесской династии Рафаловичей – Абрама Рафаловича. В 20-х – 30-х годов занимался поставками различных товаров (в основном судостроительного леса) для обеспечения нужд Черноморского флота и адмиралтейства. Был главой еврейской общины города Николаева.

Ввиду выселения евреев из г. Николаева по указу Николая I от 20 ноября 1829 г. подал прошение о переезде с семьей в Одессу, однако, в 30-х – 40-х гг. продолжал проживать в Николаеве.

В 1836 г. выиграл первые торги на постройку двух кораблей. Строил корабли в Спасском адмиралтействе, эллинги которого восстановил за свой счет. До 1846 г. построил пять 84-пушечных линейных кораблей: “Гавриил”, “Уриил”, “Ягудиил”, “Ростислав”, “Святослав”.

Накануне смерти в 1846 г. выиграл подряд на постройку 120-пушечного корабля “Париж”, обязательства по исполнению которого перешли к его наследникам – сыну Александру Шлемовичу (Соломоновичу) (ок. 1820 г. – после. 1890 г.)  и жене Ревекке (Рывке, Ривке) (ок. 1800 – ок. 1860 г.)  Рафаловичам.

В 1847 г. они повторно восстановили эллинги Спасского адмиралтейства, на которых продолжили постройку судов для черноморского флота до 1860 г. Среди построенных ими были наиболее совершенные для своего времени 120-пушечные корабли “Париж” и “Великий князь Константин”, первая императорская яхта Черноморского флота “Тигр” и самый крупный в истории парусного флота 135-пушечный парусно-винтовой корабль “Цесаревич”. Всего Александр и Ревекка построили не меньше 13, по большей части крупных, судов.

В связи с поражением Российской империи в Крымской войне и заключением Парижского мирного договора 1856 г., запрещавшего Российской империи иметь Черноморский флот, прекратили свою подрядную деятельность. Занимались поставками, торговлей.

Со снятием запретов для проживания евреев в Николаеве Александр и Ревекка вошли в число первых николаевских купцов-евреев II половины XIX в.

22 июня 1864 г. решением Правительствующего Сената А.Ш. Рафаловичу был присвоен статус потомственного почетного гражданина, о чем был издан Указ императора от 18 сентября 1864 г.  В 1868 г. был членом попечительного о тюрьмах комитета.

Рафаловичи составляли достаточно замкнутый религиозный клан, вели консервативный традиционный быт. Дети получали только минимальное религиозное и коммерческое образование. В период изгнания евреев из Николаева 1829 – 1859 гг. Рафаловичи, проживая в городе, приписали много евреев к себе.

Среди Рафаловичей были купцы, религиозные и общественные деятеи.

В 1866 – 1869 гг. николаевский купец 1 гильдии Лейба (Гершлип, Гершка, Герш-Лейба) Шлемович Рафалович занимал должность казначея сумм коробочного сбора, в 1870 г. был также еврейской больницы, созданной в 1866 г.

Сын А.Ш. Рафаловича Давид (Дувид) в 1903 г. входил в состав комитета по заведованию еврейской баней. 20 октября 1890 г. был утвержден на должность ученого Молитвенного дома (угол ул. Черниговской и ул. Большой Морской). В 1880 – 1906 гг. подпись Д. Рафаловича встречается в метрических книгах, которые велись городовым раввином и ежемесячно подписывались 2–3 членами духовного правления – наиболее авторитетными и уважаемыми членами николаевской еврейской общины.

Исаак-Иоль Давидович Рафалович, внук А.Ш. Рафаловича, с 1880 г. состоял раввином в Кременчуге (Полтавской губ.). В 1911 г. был членом съезда раввинов и деятелей при Раввинской комиссии министерства внутренних дел.

Среди потомков родоначальника николаевской династии Шлемы Рафаловича были и известные революционеры: внуки Фани (Фейга) Абрамовна Морейнис-Муратова и Михаил Абрамович Морейнис были активными участниками народнического движения.

 

Генеалогическое древо семьи Рафаловичей в Николаеве

I колено
1 Шлема Мошкович Рафалович (ок. 1790 г. – 1846 г.)
Жена Ревекка (Ривка, Рывка, Рывва) (ок. 1800 – п. 1860 г.)
ІI колено
2/1 Александр Соломонович (Шлемович) Рафалович(ок. 1820г. – 1890 г.)
Жена Елведа (Юлведа?) Меерова дочь
3/1 Михель Соломонович Рафалович
4/1 Мошка Соломонович Рафалович
5/1 Зельман(-Ойзер) Соломонович Рафалович
6/1 Герш (Гершлип, Гершка) Соломонович Рафалович
7/1 Бейла Соломоновна Рафалович (Муратова)
Муж: Абрам Морейнис
ІІІ колено
8/2 Давид (Дувид) Александрович Рафалович (род. ок. 1840 г.)
Жена: Сура-Гитля Гдалева дочь (род. 1844 г.)
9/2 Шлема Александрович Рафалович
10/2 Меер Александрович Рафалович (род. 1855 г.)
11/2 Мойша Александрович Рафалович (род. 1857 г.)
12/7 Фейга Абрамовна Морейнис-Муратова (род. 1859 – 1937 гг.)
13/7 Михаил Абрамович Морейнис (1861 – 1937 гг.)
IV колено
14/8 Ицех-Иоль (Исаак Иоель) Давидович Рафалович (род. 1858 г.)
15/8 Меер Давидович Рафалович (род. 30.11.1861 г.)
16/8 Пинкус (Пинхос) Давидович Рафалович (род. 22.02.1863 г.)
17/8 Мордка (Мордко) Давидович Рафалович (род. 6.06.1864 г.)
18/8 Шмуль-Абрам Давидович Рафалович (род. 11.11.1868 г.)
19/8 Моисей Давидович Рафалович (род. 12.05.1870 г.)
20/8 Ихоль Давидович Рафалович (род. 17.08.1872 г.)
21/8 Яковко Давидович Рафалович (род. 10.06.1874 г.)


Суда построенные Рафаловичами с 1836 по 1860 гг.

84-пушечный корабль “Гавриил” –  1839 г.
84-пушечный корабль “Уриил” –  1840 г.
84-пушечный корабль “Ягудиил” – 1843 г.
84-пушечный корабль “Ростислав” – 1844 г.
84-пушечный корабль “Святослав” –  1845 г.
120-пушечный корабль “Париж” – 1849 г.
120-пушечный корабль “Великий князь Константин” – 1852 г.
транспорт “Портица” – 1849 г.
транспорт “Лиман” – 1850 г.
транспорт “Рени” – 1850 г.
транспорт “Кишинев” – 1851 г.
135-пушечный корабль “Цесаревич” – 1857 г.
императорская яхта-пароходофрегат “Тигр” – 1858 г.
9-пушечный корвет “Сокол” – 1859 г.
9-пушечный корвет “Ястреб”– 1860 г.
9-пушечный корвет “Кречет” – 1860 г.
шхуна “Чатырдаг” – 1860 г.
шхуна  “Алушта” – 1860 г.





Источники и литература:

ГАНО Ф. 216, оп. 1, д. 257,  д. 848.

ГАНО Ф. 222, оп. 1, д. 237, д. 257, д. 286, д. 623, д. 654, д. 1090, д. 1176, д. 1274.

ГАНО Ф. 230, оп. 1, д. 829, д. 1268, д. 1902, д. 2040, д. 2415, д. 4754, д. 5359.

ГАНО Ф. 231, оп. 1, д. 1346.

ГАНО Ф. 269, оп. 1, д. 11.

ГАНО Ф. 280, оп. 1, д. 36.

ГАНО Ф. 484, оп. 1, д. 1520, д. 1521, д. 1522, д. 1523.

Деятели СССР и революционного движения России: Энциклопедический словарь Гранат. – М.: Сов. энциклопедия, 1989.

Зубов Б.Н. Развитие кораблестроения на юге России. / Б.Н. Зубов – Калининград: Кн. изд-во, 1990.

История отечественного судостроения. В пяти томах, т. І: Парусное деревянное судостроение / В.В. Доценко, И.В. Богатырев, Г.А. Вахарловский, П.А. Кротов, А.Г. Сацкий. – С-Пб.: “Судостроение”, 1994.

Крючков Ю.С. Алексей Самуилович Грейг 1775–1845. / Ю.С. Крючков. – Николаев, 2001.

Крючков Ю.С. Вольные подрядчики-судостроители. / Ю.С. Крючков. – Вечерний Николаев от 23 июля 2002.

Николаевцы. Энциклопедический словарь. (Николаевская библиотека. Выпуск 7.). / Под ред. В.А. Карнауха – главный редактор, А.Г. Зеленский – технический редактор, Л.П. Костюк, Н.А. Кухар-Онышко, Ю.С. Крючков, Ю.А. Миронов, Э.И. Январев. – Николаев: “Возможности киммерии”, 1999.

Павлюк А.Н. Купцы-судостроители Рафаловичи / А.Н. Павлюк – Николаев: Издательство Ирины Гудым, 2010.

Путеводитель и адрес-календарь города Николаева на 1869 год. – Николаев, 1869.

Рижева Н.О. Історія суднобудування на теренах України (від давніх до новітніх часів). / Н.О. Рижева – К.: ПП Сергійчук М.І., 2008.

Щукин В.В., Павлюк А.Н. Земляки. Очерки истории еврейской общины города Николаева (конец XVIII – начало ХХ вв.) / В.В. Щукин, А.Н. Павлюк / Научный редактор Н.Н. Шитюк / Государственный архив Николаевской области. – Николаев: Издательство Ирины Гудым, 2009.


А.Н. Павлюк

Posted in Павлюк А.Н., Персоналии, Р, Статьи, Флот и судостроение.