Ряснянский Михаил Алексеевич (17.05.1926 г.,  Таганрог – 2003 г., Николаев) – живописец, график, Народный художник Украины.

М. Ряснянский. Автопортрет

М. Ряснянский. Автопортрет

М. Ряснянский родился в г. Таганроге Ростовской обл. в семье столяра, работавшего на местном авиационном заводе. В своих воспоминаниях он писал: «Еще в детском садике меня называли «художник», вероятно, потому, что я мог рисовать лошадок так, что можно было в моем художестве узнать лошадку. Тогда же (мне было 3 года) научился читать. Квартира наша находилась очень близко от клуба авиаторов и отец отвел меня в изокружок при клубе. Было мне тогда лет 8 или 9… Хорошо запомнил такой момент: как-то Сергей Александрович сказал: «Неплохо бы раздобыть череп и пописать, порисовать». Ребята сказали «будет сделано» и на следующее занятие притащили череп и кости с еще не совсем сгнившими остатками мяса. Этот натюрморт был первой моей работой маслом. Он до сих пор у меня хранится. Где-то, когда мне исполнилось 10 лет, в Москве была устроена выставка самодеятельности профсоюза авиастроителей. И вдруг, в этом ранге вселюдности, мне присуждают первую премию. А выставлялись взрослые дяди и тети… Я кроме учебных натюрмортов дал еще несколько батальных фантазий с разными всадниками и т. п.»

С началом Великой Отечественной войны отец был эвакуирован в тыл вместе с заводом. А Михаил с матерью оказался в оккупированном немцами Таганроге. После освобождения города советскими войсками, М. Ряснянский прибавил к своим 17 годам ещё год, явился в военкомат и был призван в армию. Ему довелось участвовать в боевых действиях. С сентября 1943 г. до апреля 1944 г. служил рядовым в составе 305 стрелкового полка 108 гвардейской стрелковой дивизии, уволен в запас в связи с тяжелым ранением позвоночника и контузией. Награжден орденом Отечественной войны ІІ степени и медалями: «За отвагу», «За победу над Германией». Впоследствии военная тематика стала одной из главных в творчестве художника.

После войны учился в Ростовском художественном училище им. М. Б. Грекова, затем в Киевском художественном институте (у Т.Н. Яблонской и защитил диплом на живописном факультете у С.А. Григорьева в 1956 г.).

В 1957 г. стал членом Союза художников. В 1957–1968 гг. преподавал в Кишиневском художественном училище, в 1968–1970 гг.  – в Киевском художественном институте. В 1970 г., по приглашению создававшейся Николаевской областной организации Союза художников (и при содействии первого секретаря Николаевского обкома КПУ В.А. Васляева), М.А. Ряснянский вмете с женой художницей Серафимой Сенкевич и сыном Ярославом переехал в Николаев, где продолжалась его творческая, и педагогическая деятельность.

М. Ряснянский  к моменту переезда в Николаев был уже признанным. высокопрофессиональным и сложившимся художником.  Николаевский период его творчества стал наиболее плодотворным и творчески успешным.

М.А. Ряснянскинй участвовал в художественных выставках с 1956 г., его полотна экспонировались на многочисленных международных, всесоюзных, республиканских и областных выставках. Состоялось более 30 персональных выставок художника. В 1976 г. он удостоен звания «Заслуженный художник УССР» (первым из николаевских художников), в 2001 г. стал «Народным художником Украины».

М. Ряснянский интересно проявил себя во многих жанрах живописи. Классическими в истории украинской советской живописи стали его картины на военную тематику: «Коммунисты, вперед!», «Безымянная высота», «Соловушка», «С победой», «Бой десантников в порту» и др. Созвучны темпераменту художника и полны оптимизма полотна «Молдовеняска», «Танец», «Гопак», «Полька-бабочка», в них воплощена неуемная стихия народного танца и радости жизни. Огромна портретная галерея созданная М. Ряснянским, здесь портреты друзей и коллег, несколько десятков портретов известных украинских писателей (ему позировали О.Гончар, П.Загребельний, П.Глазовой, Э. Январев, Л. Кулиш, Д. Креминь и др.), более 50 портретов однополчан (подарены музею СШ № 2 г. Николаева), немалая портретная галерея рабочих, колхозников, представителей творческой интеллигенции Николаевщины. Как тонкий лирик, изысканный колорист и виртуоз кисти выступает М. Ряснянский в своих пейзажах.

Художник отличался огромным трудолюбием, его художественное наследие составляет не менее трёх тысяч произведений разных по жанрам, технике, размерам, тематике.

Произведения М. Ряснянского хранятся в музеях Украины, России, стран СНГ и дальнего зарубежья,  в частных коллекциях. Многие картины мастер щедро раздаривал. К примеру, более 80 портретов писателей переданы в дар Союзу писателей Украины и Киево-Могилянской академии. Его картины были широко известны и популярны, поскольку часто репродуцировались в различных изданиях. Так картина «Коммунисты вперед!» репродуцировалась около 20 раз.

М. Ряснянский был талантливым педагогом. На протяжении всей своей творческой жизни он обучал талантливую молодежь. Мастерская М. Ряснянского всегда была полна учеников. Учил бесплатно, из любви к искусству. «Сколько народу я выучил основам ремесла художника, сосчитать не могу. Больше чем волос на голове, когда причёска моя поредела», – иронично говорил он в одном из интервью. Среди учеников Ряснянского десятки известных и признанных художников.

 

Из «Автобиографии» М.А. Ряснянского

«Последнее время в искусстве происходят странные и страшные вещи. Неумеренные восторги: ох, там у них на западе перешли уже все разумные границы. Мы совершенно забыли свою историю, забыли, что такой блистательной живописи, как была у Репина, Серова, Брюллова в их времена, на благословенном западе не было. В таких картинах как «Иван Грозный», «Запорожцы» Репина, в которых есть и блистательная живопись и великолепный рисунок и острая композиция, гражданственность, лучшие западные художники могли только мечтать. Да, но всякими там сникерсами, памперсами запад нас превосходит. В той многократно разруганной тоталитарной и т.д. и т.п. живописи да, были Налбадяны и Ко. Но ведь были и Яблонская и Иогансон и Пластов и еще множество блистательных живописцев, графиков, скульпторов. Что «Оборона Севастополя» Дейнеки – придворная тоталитарная картина? А живопись …????? – придворная? Зато сейчас, когда в искусство из всех щелей полезли «гении», а художников оказалось очень мало, над искусством нависла угроза ликвидации профессионализма. Во времена высокого искусства (возрождение, ХIХ, ХХ век) гениев можно было сосчитать по пальцам. Сейчас же все бездарности переквалифицировались в гениев. При их изобилии назовите хоть одно произведение, созданное кем-то из гениев. Да и откуда оно возьмется, если главное сейчас в искусстве – это отрастить бороду и по поводу и без повода, передвигаясь бородой вперед, визжать я – гений. С тараканами, крысами, пауками, клопами человечество бороться как-то научилось. Теперь пришла пора к искусству подключить помимо искусствоведов, доказавших свою вредоносность, санэпидемстанцию, чтобы придумали какой-нибудь порошок против «гениев». Искусство в опасности!» 

 

Источники и литература:

Виноградова А. Вселенная Михаила Ряснянского / Агнесса Виноградова // Вечерний Николаев. — 2011. — 7 июня,  № 62(3078).

Михайло Ряснянський. Mykhailo Ryasnyansky // Сучасні миколаївські митці. – Миколаїв, 2000. – С. 100 – 101.

Михайло Олексійович Ряснянський: [некролог] // Вечерний Николаев. – 2003. – 1 марта.

Наточа Е. Блестящий художник и педагог / Е. Наточа // Вечерний Николаев. — 2013. — 28 февраля.

Ряснянский М. Воспоминания / М. Ряснянский – К.. 2011.

Ряснянський Михайло Олексійович // Мистецтво України: Біогр. довідник. – К., 1997. – С. 518 .

Ряснянський Михайло Олексійович // Митці України: енцикл. довідник – К., 1992. – С.507.

Ряснянский Михаил Алексеевич // Николаевцы. 1789 – 1999: Энцикл. словарь. – Николаев, 1999. – С. 292.

 

В.В. Щукин