Савурский Евфимий Тимофеевич (1738 г. – 1813 г., Николаев)

Савурский Евфимий Тимофеевич (1738 г. – 1813 г., Николаев) – военный священник, протоиерей, первый настоятель Николаевского Адмиралтейского собора.

Биографические сведения и данные о служении Е.Т. Савурского до его прибытия в Николаев малоизвестны. Удалось выяснить лишь то, что в 1772 г. он состоял настоятелем церкви в Александровской крепости (совр. Запорожье). В 1784 г. он упоминался в рапорте Синельникова Г.А. Потемкину, как священник, получивший вещи из ликвидированной Покровской церкви, находившейся в Новой Сечи.  

Очевидно, священнослужитель был достаточно заметной личностью и пользовался немалым авторитетом. Его в высоко ценил Г.А. Потемкин. Не случайно, когда зашла речь о кандидатуре настоятеля для строящегося главного храма в недавно основанном г. Николаеве, основатель города не видел более достойного, чем отец Евфимий. Стоит отметить, что храм возводился во имя св. Григория Великой Армении – небесного покровителя самого Г.А. Потемкина.

Херсонский и Таврический митрополит Гавриил (В. Розанов), в своем описании храмов епархии, приводит фрагмент из письма Г.А. Потемкина, написанного  25 апреля 1790 г. Екатеринославскому архиепископу Амвросию: «Находящегося в Кременчуге протопопа Евфимия Савурского, Ваше преосвященство прошу покорнейше определить в новозаводимый на Ингуле город Николаев, которому и приказать там явиться к господину статскому советнику и кавалеру Фалееву».

Евфимий Савурский прибыл в Николаев в июне 1790 г. К этому времени ему уже исполнилось 52 года и он дослужился до сана протоиерея (высший сан для белого духовенства в православной церкви), в Николаеве предстояло ему прожить и прослужить 23 года. Поскольку в это время для нового храма еще только возводились стены, отец Евфимий 23 июня 1790 г. обратился к М.Л. Фалееву с предложением передать в его распоряжение походную церковь 2 фузелерного артиллерийского полка, чтобы она служила временным храмом до завершения строительства здания церкви. Ходатайство священника было поддержано и уже летом 1790 г., т.е. задолго до момента завершения строительства здания и официального освящения, в храме начались церковные службы. К сожалению, после смерти Г.А. Потемкина, последовавшей  5 октября 1791 г., строительство храма замедлилось.

15 февраля 1792 г. Е. Савурский получил от М.Л. Фалеева ордер, которым  ему предписывалось принять  богослужебные вещи и облачения, завещанные Г.А. Потемкиным николаевскому храму и привезенные из ризницы домовой церкви князя в Яссах. Большая часть этих вещей происходили из той самой Покровской церкви  в Новой Сечи, так случилось, что священнику дважды пришлось принимать вещи из этого храма.  

В 1794 г. завершены строительство и отделка здания храма. Состоялось его освящение. Первый настоятель Е. Савурский, несмотря на преклонный возраст, добросовестно выполнял свой пастырский долг до самой смерти в 1813 г. Ему довелось освящать первые корабли Черноморского флота, сооруженные на Николаевской судоверфи. Теплые воспоминания о священнике оставил И.М. Долгорукий, посетивший Николаев в 1810 г. Путешественнику очень понравился город (в отличие от Одессы), во многом благодаря тому, что здесь он много общался с протоиереем Е. Савурским, который сопровождал князя во время его пребывания в Николаеве.

С деятельностью Евфимия Савурского связывают и одну из известных николаевских полулегенд, передаваемых горожанами из поколения в поколение. В первые годы существования города большинство его населения составляли холостые мужчины, которые были мастеровыми ластовых команд и рабочих  экипажей, работавших на Адмиралтейской верфи. Стремясь  исправить положение, флотское командование приглашало женщин и девушек из окрестных населенных пунктов, а иногда и специально привозило их в Николаев из разных мест. По воскресеньям они собирались по периметру Адмиралтейской площади (совр. площадь Коммунаров) и по команде сюда же приводились из казарм мастеровые. Каждый из них выбирал себе пару (по другой версии, мужчина должен был догнать свою будущую невесту). После этого пары строем под командой офицеров шли к Адмиралтейскому собору. В легенде упоминается свидетельство второго настоятеля собора Стефана Заушкевича о том, что в такие дни будущие семейные пары занимали все пространство собора, иногда обряд венчания приходилось проводить даже на паперти храма. Cтоит отметить, что в реальности что-либо подобное, в гораздо более скромных масштабах, могло бы иметь место лишь в самые ранние годы существования города (начало 90-х гг. XVIII в.), но никак не во времена настоятельства протоиерея С. Заушкевича (1813-1831 гг.). Скорее всего, речь могла бы идти о деятельности первого протоиерея Е. Савурского, да и то в период, когда храм еще не был достроен и протоиерей проводил службы в походной церкви (1790-1793 гг.). Впрочем, С. Заушкевич мог слышать рассказы об этом от самого Е. Савурского. После освящения храма в 1794 г., при нем в обязательном порядке должна была осуществляться процедура брачного обыска, делавшая невозможной массовое венчание без предварительной подготовки и проверки.

Протоиерей отец Евфимий вместе с семьей жил в доме, специально для него построенном вскоре по прибытии в Николаев в 1790 г. Сведения о его семье указаны в исповедной книге Адмиралтейского собора за 1800 г.: « Евфимий Тимофеев сын Савурский 62 года, Ирина Васильевна – жена 56 лет, племянник Моисей Сахновский 13 лет». Евфимий Свурский умер в 1913 г в 75-летнем возрасте и похоронен на Николаевском кладбище.

Приложение

«Протопоп из малороссиян по прозванию Савурской. Лет близ 70-ти, но веселый в обращении и словоохотливый. Он разделял со мной большую часть своего времени; много видел, слышал и с догадкой век прожил. Князь его выписал сюда под кров чистого неба, поставил ему камышовый храм, в нем он воскурил первое кадило перед Богом; пора было помыслить о бескровной жертве на такой земле, которая утучнена была толикими жертвами крови не агнчей, но человеческой. 20 лет слишком он при сем храме и свидетелем был славы и гроба Потемкина. Многие воспоминает интересные события его жизни. Отец Евфимий пристрастился к Николаеву и тужит о том, что Одесса похитила его добычи, так точно и Николаев вселил в забвение Херсон… Откланявшись господину адмиралу, зашел я проститься к отцу Евфимию. Застал благороднейшего иерея, читающего Соломона. Поговорили мы с ним о многих предметах суеты человеческой. Он, провожая меня, кричал: «Всяческая суета!», а я ему отвечал: «Без нее нельзя!» и с этим мы расстались»

(Долгорукий И.М. Славны бубны за горами, или путешествие мое кое-куда 1810 года /И.М. Долгорукий — М.: Университетская типография, 1870. — С. 114-115, 200.)

Источники и литература:

ГАНО. Ф. 168, оп. 1, д. 244, л. 1.

Гавриил (Розанов В.Ф.) Хронологико-историческое описание церквей епархии Херсонской и Таврической /Гавриил (В.Ф. Розанов) //ЗООИД – Т. 2, -Одесса, 1850. – С. 174-175.

Кухар-Онышко Н.А. Савурский Евфимий Тимофеевич / Н.А. Кухар-Онышко // Николаевцы. Энциклопедический словарь. ─ Николаев: Возможности Киммерии, 1999. ─ С. 293.

Тригуб О.П. Історя Миколаївського Адміралтейського собору (1789-1936) /О.П. Тригуб // Наукові праці НаУКМА — Т. 1. — Миколаїв: Видавничий відділ НаУКМА, 1998. — С. 57-58.

 

В.В. Щукин

 

Posted in Персоналии, Религия и церковь, С, Статьи, Щукин В.В..