Штукенберг Евгений Антонович (1859 г., Петербург – после 1919 г.) — инженер-строитель, архитектор.

Штукенберг Е.А.

Штукенберг Е.А.

Е.А. Штукенберг – представитель третьего поколения семьи инженеров и исследователей, эта семья дала Рссийской империи более десятка выдающихся представителей, плодотворно действовавших в разных сферах науки, техники и инженерной практики. Его дед Johann Christian Stuckenberg /в России — Иван Федорович/ (1788–1856 гг.) родом  из великого герцогства Ольденбургского. Учился в разных немецких университетах. Во время наполеоновской оккупации немецких земель в 1807 г. в поединке он убил французского офицера  и вынужден был срочно бежать из Германии. Он оказался в Нарве, поступил  на русскую службу. Служил в артиллерии, потом в Корпусе инженеров путей сообщения. В 1812–1813 гг. принимал участие, как инженер-фортификатор, в военных действиях против наполеоновской армии. Затем служил в министерстве государственных имуществ, активно занимался гидрографическими работами. Ему принадлежит ряд трудов гидрографического, географического и исторического содержания: «Описание всех каналов Российской Империи» (1841 г.), «География русских рек», «Указатель для изучения России в отношении географии, топографии, этнографии и статистики» (1849–1852 гг.) и др.

Отец архитектора – Антон Иванович Штукенберг (1816–1887 гг.) – инженер-путеец, проводил топографические исследования в Прибайкалье, участвовал в изысканиях и строительстве Николаевской железной дороги Петербург-Москва, служил в железнодорожных ведомствах Москвы и Петербурга, автор проектов железнодорожных мостов и других путевых сооружений. Автор  ряда исследовательских работ по строительным технологиям, мемуаров и художественных произведений.

Евгений Антонович Штукенберг родился в 1859 г. в Петербурге. В 1872–1878 гг. окончил Петербургский институт гражданских инженеров (до 1882 г. назывался Строительным училищем). В 1878–1885 гг. служил городским инженером в Симбирске.

В 1885 г. 26-летний Е.А. Штукенберг прибыл в Николаев, принят на должность городского инженера. На этой должности ему пришлось заняться переделкой проекта замощения городских улиц, разработанного К.О. Гренбергом. В дальнейшем поцесс замощения улиц в городе происходил под контролем Е.А. Штукенберга. Пришлось ему также участвовать в работах по сооружению городского водопровода.

В 1886 г. Е.А. Штукенберг назначен на должность городского архитектора, в этой должности ему предстояло проработать более 30 лет. В 1890 г. он возглавил городской Архитектурный комитет.

В новой должности молодому архитектору пришлось уже в начале своей карьеры решать сложную архитектурно-планировочную и инженерную задачу. В декабре им подан в Николаевскую городскую думу первый проект комплекса сооружений Николаевской городской больницы на ул. ІІ Экипажеской (совр. ул. Володарского). Городская дума в целом приняла идею проекта, но неоднократно возвращала его на переделку и доработку с целью удешевления затрат. Строительство комплекса больницы под руководством Е.А. Штукенберга началось только в 1889 г. К этому времени это был уже пятый вариант проекта, который и в дальнейшем изменялся уже по ходу строительства. Под руководством городского архитектора работы по сооружению больничных корпусов продолжались вплоть до 1915 г. Проект был создан и реализован на основе наиболее прогрессивной по тому времени павильонной системы, предусматривавшей сооружение компактно расположенных изолированных лечебных корпусов, что должно было бы препятствовать распространению эпидемических болезней. Амбулаторно-административный корпус сооружен под руководством Е.А. Штукенберга  в 1904–1906 гг. по проекту К. Паризо де ла Валетта. Завершающим сооружением больничного комплекса стал храм св. Леонида и Феодосии, построенный по проекту Е.А. Штукенберга в 1911–1913 гг. все больничные сооружения строились в едином архитектурном стиле – строгого и функционального кирпичного модерна. К сожалению, по ходу строительства, с целью удешевления работ, архитектурный облик корпусов, которые строились в середине-конце 90-х годов, был максимально упрощен. Они почти утратили черты стиля.

В 1890–1892 гг. на городской плац-парадной площади по проекту Е.А. Штукенберга построено наиболее известное и интересное с архитектурной точки зрения его сооружение – здание Мариинской женской гимназии. В этом сооружении наиболее ярко отразился архитектурный стиль Е.А Штукенберга – достаточно строгий и лаконичный модерн с легкой стилизацией под Ренессанс. Впоследствии по его же проекту сооружено здание Второй женской гимназии, здания Лермонтовского и Ломоносовского городских училищ. В 1901–1903 гг. по проекту Е.А. Штукенберга построено здание Николаевского среднего механико-технического училища.

Архитектору пришлось работать и по заказам военного ведомства. По его проектам построены казармы и церковь 58-го Прагского пехотного полка; 7-го Донского казачьего полка; Николаевского резервного батальона и инженерного парка. По заданию тюремного ведомства МВД им построены Николаевская каторжная тюрьма и больничный павильон при ней (на Лагерном поле), здание исправительного арестантского отделения.

В 1894 г. по проекту Е.А. Штукенберга построено здание городской общественной библиотеки. По его же проекту построено здание Николаевского отделения Императорского российского технического общества, членом которого он являлся. По проекту архитектора построено здание Николаевского отделения Государственного банка на углу улиц Спасской и Глазенаповской.

В 1897 г. Е.А. Штукенберг был одним из инициаторов организации трамвайного движения в Николаеве (конки).

В 1909–1911 гг. по проекту Е.А. Штукенберга (при участии К. Паризо де ла Валетта) сооружено здание, которое на несколько десятилетий стало визитной карточкой города – новое здание Николаевской городской думы и городской управы. Сооружение занимало целый квартал на центральной городской (Соборной) площади. Трехэтажное здание выдержано в стиле строгого модерна с элементами классицизма, создает ощущение значительности и респектабельности, соответствующее его назначению. Центр здания четко выявлен главным ризалитом, выступающим за основную линию фасада, с тройным арочным порталом и лоджией с портиком. Завершенность главному и боковым фасадам придают симметричные боковые ризалиты, оформляющие углы здания. Новое здание не только не нарушило сложившийся к тому времени ансамбль Соборной площади (созданной еще в конце XVIII в. по проекту И.Е. Старова), но и придало ему особую значительность и выразительность, соответствовавшую масштабам Николаева начала ХХ в. – города бурно развивавшегося и входившего в число крупнейших экономических центров Российской империи.

Е.А. Штукенберг отличался высокой степенью толерантности и уважением к творческим поискам и достижениям своих коллег. Это особенно заметно на примере тех сооружений, которые строились под его руководством по проектам других архитекторов. По проекту  А.Д. Тодорова им сооружена Александро-Невская церковь, по проекту Ф. И. Эппингера – храм Касперовской иконы Божьей Матери (1904–1908 гг.) на перекрестке ул. Херсонской и Садовой. По проекту Н. Розетти архитектором сооружены каменные корпуса лавок крытого рынка. По проекту И. Рейхенберга под руководством Е.А. Штукенберга в начале ХХ в. построено одно из наиболее оригинальных архитектурных сооружений г. Николаева – здание водолечебницы доктора М.Г. Кенигсберга. Под руководством архитектора строились многие сооружения судостроительного завода «Наваль».

Под руководством Е.А.Штукенберга перестроено здание городского почтамта (почтово-телеграфной конторы) на углу ул. Спасской и Наваринской. По его проекту в конце ХІХ в. перестраивался храм в с. Варваровке, в ходе это перестройки храм приобрел выразительные черты стиля классицизм. Архитектором перестроено здание на ул. Адмиральской (бывшее здание Черноморского картографического депо) для размещения музыкального училища.

Любимыми строительными и отделочными материалами архитектора были кирпич и местный известняк (ракушечник). Достаточно широко им использовался и относительно новый на то время материал – бетон (он был инициатором сооружения крупнейшего в мире железобетонного маяка на Ожарской косе по проекту А.А. Барышникова и Н.К. Пятницкого). Время и атмосферное воздействие покрыли сооруженные им дома легкой патиной, придав им неповторимое обаяние старины.

В целом, по подсчетам Ю.С. Крючкова, Е.А. Штукенбергом осуществлены в Николаеве 72 инженерно-архитектурных проекта. За успешную деятельность на посту городского архитектора Е.А. Штукенберг награжден орденами св. Анны 3 степени и св. Станислава 2 степени. В 1910 г. он был удостоен чествования Николаевской городской думой по случаю 25-летия его службы в пользу города.

Е.А. Штукенберг стал наиболее результативным архитектором за всю историю г. Николаева. Здания, построенные в конце ХІХ – начале ХХ вв. по его проектам и под его руководством, во многом определили и определяют до сегодняшнего дня архитектурный облик Николаева.

Е.А. Штукенберг проживал в доме на углу ул. Большой Морской и Артиллерийской, позднее — по ул. Таврической, 4 (нынче ул. Шевченко, 10).

Судьба архитектора после 1919 г. пока неизвестна.

 

Источники и литература:

ГАНО. Ф. 308, оп. 1, д. 59, 60.

Заковоротный Д.И. Храмы Николаева /Д.И. Заковоротный. ─ Николаев, 2001.

Крючков Ю.С. Штукенберг Евгений Антонович / Ю.С. Крючков, Н.А. Кухар-Онышко // Николаевцы. Энциклопедический словарь. – Николаев : Возможности Киммерии, 1999.

Крючков Ю.С. Архитектура старого Николаева / Ю.С. Крючков. – Николаев : Возможности Киммерии, 2008.

Коренев Л. Созидательные традиции Штукенбергов [Электронный ресурс] / Л.Коренев. Режим доступа: http://korenev.org/index.php/ru/2011-04-07-13-55-37/2011-04-07-14-16-28/133-sozidatelnye-traditsii-shtukenbergov.

 

В.В. Щукин