Симеоновская церковь в Николаеве (храм во имя святого Симеона Богоприимца и святой великомученицы Агриппины, Симеоно-Агриппиновкая /Агриппининская/ церковь) – православный храм в центральной части г. Николаева в 1869–1960 гг.

Cимеоно-Агриппиновская церковь

Cимеоно-Агриппиновская церковь

Идея строительства церкви возникла в связи с завещанием Агриппины Григорьевны Алексеевой, сестры вице-адмирала Семена Григорьевича Алексеева, которая оставила 5000 руб. серебром на постройку в Николаеве храма во имя небесных покровителей семьи – святого Симеона Богоприимца и Святой мученицы Агриппины. В марте 1865 г. домовладельцы Николаева обратились в Николаевскую городскую Думу с просьбой о строительстве молитвенного дома “на площади выше привозного рынка, к пескам, и уже было собрано пожертвований доброхотов 1865 руб.», к их прошению присоединился надворный советник Павлов – душеприказчик (исполнитель завещания) А.Г. Алексеевой. Городская Дума дала согласие и выделила городскую землю для строительства храма. Было получено также согласие Николаевского военного губернатора. 13 июня 1867 г. Николаевский военный губернатор адмирал Б.А. Глазенап утвердил проект фасада и план молитвенного дома, составленный николаевским городским архитектором Владимиром Ефремовичем Андриевским. Судя по немногочисленным сохранившимся фотографиям, церковь представляла собой типичный однонефный крестово-купольный храм с отдельно стоящей колокольней. Вероятно, образцом для проекта послужили два самых популярных в городе храма – Адмиралтейский собор и Храм св. Николая (греческая церковь). Симеоновский храм был больше их по размерам, его венчал высокий барабан с большими окнами и удлиненный граненный купол. Стены фасадов, во вкусе царившей тогда эклектики (приверженцем этого стиля был архитектор В. Андриевский), декорированы рустованными пилястрами, на втором ярусе размещены двойные и тройные венецианские окна. Сооружение было удачно вписано в окружающий городской пейзаж, выделялось своей высотой, силуэтом и пропорциями на фоне окружавшей его малоэтажной застройки и хорошо просматривалось с разных точек.

Строительство началось с тем условием, что новый храм будет одновременно исполнять функции приходской церкви и полковой церкви для 55-го пехотного полка, временно дислоцировавшегося в Николаеве. На запрос городской Думы по этому поводу, военный губернатор сообщил, что это мера временная и вынужденная с учетом того, что расквартирование названного полка в Николаеве носит временный характер и строительство отдельного военного храма для этого полка нецелесообразно.

В календаре-справочной книге «Николаев. 1882 год» об этой церкви сказано: «Симеоно-Агриппинский молитвенный дом, однопрестольная церковь, начата строительством в 1867 году, построена и освящена в 1869 году».

Как указано «Справочной книге Херсонской епархии» за 1906 г, Симеоно-Агриппинская церковь в 1897 г. была капитально отремонтирована на церковные средства и пожертвования граждан и перестроена в двухпрестольную. К этому времени храм уже не использовался в качестве полковой церкви и относился к числу городских приходских церквей. При храме действовала церковно-приходская школа.

С установлением в Николаеве советской власти в начале 20-х гг. ХХ в. в городе развернулась борьба между сторонниками традиционного православия и обновленческим движением («Живая церковь»), поддерживавшимся советскими и партийными органами. В ходе этой борьбы Семеновская церковь была захвачена «живоцерковниками» и объявлена кафедральным собором «Живой церкви». В 1922 г., как и в других храмах, здесь произведено изъятие церковных ценностей под предлогом оказания помощи голодающим. В конце 20-х гг., по требованию государственной организации «Рудметаллпром» сняты и отправлены на переплавку храмовые колокола.

В ходе антирелигиозной кампании, развернувшейся в СССР в 30-х гг. ХХ в., Постановлением Николаевского облисполкома от 2 февраля 1938 г. Симеоно-Агриппининская церковь была закрыта. Вероятно, именно после этого снесена за ненадобностью колокольня, а также купол и барабан церковного здания, а образовавшееся отверстие перекрыли четырехскатной крышей. Эта перестройка изуродовала здание и полностью исказила замысел архитектора.

В годы Великой Отечественной войны храм вновь открылся для верующих, возобновились богослужения, которые проводил настоятель кладбищенской всехсвятской церкви протоиерей В. Грисенко С ноября 1944 г. отец Виктор стал настоятелем Симеоно-Агриппининской церкви и служил в ней вплоть до ее закрытия в 1960 г.

В 1944-1945 гг. и в первые послевоенные годы он ежеквартально вносил по 3-4 тысячи рублей на военные нужды и восстановление народного хозяйства.

Постановлением правительства СССР от 30 июня 1946 г., протоиерей В. Грисенко награжден медалью «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941 – 1945 гг.».

В марте 1944 г., когда г. Николаев был освобожден от фашистов, отец Виктор вместе прихожанами храма собирал на городских улицах тела воинов, погибших в ходе боев за освобождение города, и хоронил их в ограде Симеоно-Агриппининской церкви. Впоследствии на братской могиле на деньги, собранные прихожанами, в церковной ограде сооружен обелиск. Когда в сентябре 1960 г. храм разрушили, останки воинов перезахоронили на городском некрополе, туда же был перенесен и памятник.

В ходе очередной атеистической кампании, 23 мая 1960 г. Николаевский горисполком принял решение «О сносе… жилого церковного дома, здания Семеновской церкви и ограды в связи с реконструкцией проспекта Ленина». Предлогом для этого послужило то, что, по мнению городского управления дорожного строительства, здание храма могло препятствовать строительству разворота для первой городской троллейбусной трассы

На заседании Николаевского облисполкома против сноса Семеновской церкви выступил главный архитектор области В.П. Скуратовский. Он предложил проектантам уменьшить диаметр разворота и сохранить церковь. Транспортники воспротивились, заявляя, что на малом круге нельзя будет развернуться большегрузным машинам с прицепами и сдвоенным троллейбусам.

Проводивший заседание заместитель председателя Г. Михайлов предложил архитекторам и проектировщикам вместе с транспортникам осуществить эксперимент: за городом, в поле были сооружены макет малого круга и цер-кви, чтобы проверить возможность разворота транспорта в таких условиях. Испытания показали, что на малом круге транспорт не сможет развернуться.

3 сентября 1960 г. Николаевский облисполком принял решение №816 «Об изъятии церковного здания, находящегося в пользовании Семеновской религиозной общины, разборке его и других зданий в связи с реконструкцией города Николаева», в нем говорилось:

«1. Рассмотрев решение исполкома Николаевского горсовета № 535 от 23 мая 1960 г. «О сносе строения мастерской облконторы «Укрсельэлектрострой», жилого церковного дома, здания Семеновской церкви города в связи с реконструкцией проспекта Ленина», – утвердить.

2. Расторгнуть договор с Семеновской религиозной общиной. Горкомхозу материалы от разборки здания Семеновской церкви передать облстройтресту для строительства детсада по улице Стадионной».

(ГАНО, Ф.Р.-992, оп. 6, д. 2669, л. 280)

К исполнению решения приступили немедленно. 17 сентября 1960 г., к наступлению темноты, к Семеновской церкви и прилегающим улицам прибыла мощная землеройная техника, автокраны, погрузчики, автосамосвалы. Военные саперы Одесского военного округа подготовили и осуществили взрывы здания Семеновской церкви и других строений так аккуратно, что все осталось на месте. При свете прожекторов экскаваторы, погрузчики и самосвалы на протяжении ночи убрали и вывезли остатки разрушенных зданий. К утру на месте Семеновской церкви построен круг для разворота транспорта, насыпана свежая земля и даже посажены кустарники, деревья и цветы. Утром идущие на работу люди удивленно спрашивали друг друга: «А куда девалась Семеновская церковь?».

В течение многих лет православная общественность города обращалась к властям с просьбой о выделении участка для воссоздания Свято-Симеоновской церкви на ее историческом месте – на пересечении пр. Ленина и ул. Пушкинской. Однако из-за проложенных подземных коммуникаций, транспортных магистралей и сложившейся застройки возведение здесь церкви оказалось невозможным. В память о ней решено было на этом месте заложить камень и в будущем установить памятник покровителю города – святителю Николаю. 4 октября 1997 г. в присутствии тысяч горожан, городских властей епископ Николаевский и Вознесенский Питирим освятил место и камень на месте будущего памятника. Впоследствии памятник сооружен в Каштановом сквере в центре города.

Участок под строительство нового Симеоновского собора выделен на пересечении пр. Ленина и ул. Генерала Карпенко и 22 мая 1999 г. освящен Блаженнейшим митрополитом Киевским и всея Украины Владимиром. 17 декабря 1999 г. епископ Николаевский и Вознесенский Питирим отслужил молебен в связи с закладкой первого камня в фундамент нового храма Симеона Богоприимца. Сразу же после закладки Симеоновского собора начались регулярные службы, которые проходили в специально оборудованном храме-вагончике. В 2005 г. построена и освящена небольшая крестильная церковь во имя Всех святых, в Земле Русской просиявших, в которой ныне совершаются богослужения,

Строительство храма продвигается медленно. Из-за отсутствия средств несколько лет стройка была заморожена. Епархия и прихожане храма предложили продолжить воссоздание храма методом народной стройки.

29 ноября 2012 г. произведена заливка бетонного пояса цокольного этажа будущего храма, началось сооружение стен.

 

Источники и литература:

ГАНО, Ф.Р.-992, оп. 6, д. 2669, л. 280.

Живая Церковь в Николаеве // Красный Николаев (Николаев). – 1922. – 8 сентября.

Заковоротний Д.И. Храмы Николаева / Д.И. Заковоротний — Николаев : Тип. «Вечерний Николаев», 2001.

Заковоротний Д.И. Храмы Прибужья / Д.И. Заковоротний — Николаев : Изд. И.А. Гудым, 2004.

Иеромонах Макарий Симонопетрский Святая мученица Агриппина // Синаксарь: Жития святых Православной Церкви – Т. 5. – М. : Изд. Сретенского монастыря, 2012.

Лисицына А. История Симеоно-Агриппиновского храма [Электронный ресурс] / А. Лисицына // Сайт Свято-Симеоновского собора г. Николаева. Режим доступа: http://simeon.mk.ua 22 Авг 2012 г.

Тригуб О.П. Роль радянських органів в організації та проведенні розколу РПЦ у 1922-1925 рр. (на матеріалах Півдня України) / О.П. Тригуб // Релігія і церква в історії України / Збірник матеріалів Міжнародної наукової конференції. – Полтава: АСМІ, 2006.

 

В.В. Щукин

 

Приложение

Симео́н Богоприи́мец (или Праведный Симеон Богоприимец) упоминается в Евангелии от Луки. По преданию, Симеон был одним из семидесяти двух учёных-переводчиков, которым египетский царь Птолемей II (285—247 гг. до н.э.) поручил перевести Священное Писание с еврейского на греческий язык (Септуагинта). Когда Симеон переводил книгу пророка Исайи и прочитал слова «Се Дева во чреве приимет и родит Сына» (Ис.7:14), он подумал, что это явная описка и вместо «Дева» должно стоять «Жена», и посчитал своим долгом исправить текст. Но ангел Господень остановил его руку и уверил его, что он не умрёт, пока не убедится в истинности пророчества Исайи.

Согласно другому преданию, Симеон возвращаясь из Египта в Иерусалим, бросил свой перстень в реку со словами: «если найду его, то могу поверить изречению Пророка по букве». На следующий день в одном селении он купил рыбу и когда стал её есть, то обнаружил в ней свой перстень. В этот момент он и получил откровение, аналогичное вышеописанному.

Впоследствии Симеон, будучи уже в преклонных летах, стал священником Иерусалимского храма и было ему пророчество. Что не иумрет он, не увидев сына Божьего. В день, когда родители Иисуса Иосиф и Мария с новорожденным Иисусом пришли в Иерусалимский храм, чтобы принести жертву за родившегося первенца мужского пола, как это предписывает иудейский закон (Исх.12:12-15), Симеон встретил их там и, взяв младенца на руки, произнёс благословения, от которых происходит знаменитая песнь «Ныне отпущаеши раба Твоего, Владыко» (Лк.2:29-32) После этого Симеон обратился к Богородице с пророческими словами «и сказал Марии, Матери Его: се, лежит Сей на падение и на восстание многих в Израиле и в предмет пререканий, — и Тебе Самой оружие пройдет душу, — да откроются помышления многих сердец» (Лк.2:34-35).

Это событие — встреча человечества в лице старца Симеона с Богом стало христианским праздником Сретения Господня.

Христианская традиция считает, что Симеон скончался сразу после событий Сретения. Согласно житию Симеона, составленному Димитрием Ростовским, он умер в возрасте 360 лет. Память Симеона отмечается православной церковью 16 февраля (3 февраля по старому стилю).

Святая Агриппина жила в III веке. Родилась в Риме и происходила из знатной семьи. С юности она посвятила себя Богу, отказавшись от семьи и мирских радостей. Многие юные девы и женщины зрелого возраста стремились разделить ее образ жизни, чтобы иметь часть в той благодати, которую Господь даровал святой Агриппине.

Во времена гонений на христиан при императоре Валериане (257 г.). жители Рима выдали Агриппину властям Ее обвинили в том, что она восстает против института брака и с помощью мошенничества обманывает девушек. На Агриппина отвечала, что никого не стремится вводить в заблуждение и что проповедуемое ею девство не угрожает установленным общественным порядкам установлениям, а является путем единения с Богом. Агриппина с готовностью приняла мучения, которым ее подвергали – тяжелые побои и бичевание. С руками и ногами, закованными в колодки, она развенчала заблуждения язычников. Ангел Божий посетил мученицу и исцелил ее раны, и вскоре она снова предстала перед судом. В новых мучениях святая Агриппина предала Богу душу и унесла на Небеса победный венец.

Подруги и духовные сестры Агриппины, святые Васса, Павла и Агафоника, пришли на суд, невзирая на угрозу их собственной жизни. Когда тело мученицы бросили на съедение псам, девы взяли останки и ушли. Ночью их вел столп света, они переходили от одного города к другому и наконец достигли Сицилии. Они погребли тело Агриппины в месте, называвшемся Мений. Впоследствии там возведена церковь в честь мученицы Христовой. Присутствие ее святых мощей приносило помощь жителям селения. Сарацинские пираты, посмевшие напасть на храм, погибли после того, как в небе явилась золотая голубка с крестом. Впоследствии прокаженные и другие больные, приходившие почтить мощи святой Агриппины, получали исцеление от недугов. В ХІ в. мощи мученицы перенесены в Константинополь. Память святой мученицы Агриппины отмечается православной церковью 23 июня / 6 июля по старому стилю/.