Старов Иван Егорович (12.02.1745 г., Петербург – 5.04.1808 г., Петербург)

Старов Иван Егорович (12.02.1745 г., Петербург – 5.04.1808 г., Петербург) – выдающийся русский архитектор.

Портрет И.Е. Старова. Худ. С.С. Щукин

Портрет И.Е. Старова. Худ. С.С. Щукин

Родился в Москве в семье дьякона, первоначально обучался в школе для детей «лиц духовного звания», затем в 1755 г. принят воспитанником в гимназию при Московском университете, через год переведён в гимназию при Петербургской Академии Наук, а в 1758 году поступил в ученики Императорской  Академии Художеств, учился у А. Ф. Кокоринова и Ж.Б. Валлен-Деламота. По результатам выпускных экзаменов, состоявшихся 1 сентября 1761 г. И. Старов занял первое место по архитектурному классу и удостоен золотой медали, что давало ему право на заграничную поездку для дальнейшего совершенствования и изучения европейской архитектуры.

В качестве пенсионера Академии в 1762-1768 гг. он путешествовал по Европе, в Париже учился у Ш. де Вайи, в Риме изучал античные архитектурные памятники.

По возвращении в Петербург, за первый самостоятельный архитектурный проект – здания для кадетского шляхетского корпуса, И.Е. Старов в 1769 г. удостоен звания академика Академии Художеств, преподавал в Академии.

В 1772–1774 гг. И.Е. Старов назначен главным архитектором «Комиссии о каменном строении Петербурга и Москвы«. Здесь зодчий вплотную соприкоснулся с практикой градостроительства. В течение двух лет с его участием решались вопросы застройки «погоревших мест» в Москве, Любиме и Порхове и разрабатывались проекты планировки таких древних русских городов, как Псков, Нарва, Великий Устюг, Воронеж. Уже в этот период он проявил себя как архитектор-градорстроитель с ансамблевым мышлением.

В начале 1770-х гг. И.Е. Старов строит дворцовые ансамбли в Богородицке и Бобриках под Тулой. В 1773 гг. он разработал проект одного из лучших своих усадебных ансамблей – Никольское-Гагарино под Москвой.

Апофеозом архитектурной деятельности И.Е. Старова в конце 70-х годов XVIII в стало строительство Троицкого собора Александро-Невской лавры. Над этим уникальным по своей красоте и величию строением зодчий работал с 1778 по 1790 гг., одновременно ми производилась перепланировка всего ансамбля монастырских сооружений.  

В это же время (в 1783–1788 гг.) по заказу Г.А Потемкина архитектор создал свое самое известное творение – Таврический дворец в Петербурге. Это величественное и строгое сооружение стало самым ярким и узнаваемым воплощением архитектурного стиля, созданного И.Е. Старовым и одним из наиболее ярких памятников в истории русской архитектуры. Таврический дворец представлял собой органичное соединение образов городской резиденции и загородной усадьбы. Таврический дворец, на долгие десятилетия стал образцом для подражания. Каждый состоятельный помещик империи старался построить у себя в имении пусть не слишком большой, но утопающий в зелени парка белоснежный дом с колоннами, центр которого отводился под парадные, а флигели – под жилые покои.

С этого времени архитектор много и плодотворно работал для Г.А. Потемкина. И.Е. Старов. Им создано несколько архитектурных усадебных ансамблей в поместьях Г.А. Потемкина. По его поручению в период между 1786–1790 гг. зодчий выполняет масштабные проектно-строительные работы для создававшихся на городов Юге Российской империи.

Архитектором создан генеральный план застройки города Екатеринослава. И.Е. Старов блестяще реализовал идею Г.А. Потемкина построить импозантный столичный город (Потемкин видел Екатеринослав как столицу Новороссии), ничем не уступающий лучшим европейским городам XVIII в. Город распланирован в соответствии с идеологией классицизма – как сеть кварталов правильной геометрической формы. Кроме того, Екатеринослав задумывался как «открытый город». Вместо типичных для средневековья мощных укреплений, город окружала сеть хорошо спланированных бульваров. К сожалению, при жизни архитектора, этот проект так не был реализован.

Особо плодотворной была деятельность И.Е. Старова в Херсоне и Николаеве.

В1881 г. И.Е. Старов создал проект Екатерининского собора для г. Херсона (впоследствии этот храм стал усыпальницей для Г.А. Потемкина), в 1782 г. по его же проекту началось строительство дворца для Г.А. Потемкина. Эти сооружения мыслились архитектором как архитектурная доминанта Херсонской крепости.

Работая в Новороссии, И.Е. Старов фактически создавал архитектурный образ этого края. Он творчески соединял формы строгого классицизма с традициями молдавской народной архитектуры. В результате сооружения, созданные им в Екатеринославе, Херсоне, Николаеве имеют свой оригинальный и неповторимый  облик и композицию. К сожалению, архитекторы, работавшие впоследствии в нашем крае, не смогли в должной мере понять, оценить и дать дальнейшее развитие находкам И.Е. Старова. Это одно из свидетельств того, что этот зодчий во много обогнал свое время и остался одним из непонятых и недооцененных гениев в истории отечественной архитектуры.

Особенно выразительно все эти особенности творчества архитектора проявились в его работах, выполненных для г. Николаева. И.Е. Старов прибыл в строящийся г. Николаев весной 1790 г. по приглашению Г.А. Потемкина. Здесь им разработаны основы генерального плана застройки города. В основе проекта – город с регулярной застройкой, включающей  правильные прямоугольные кварталы и широкие прямые улицы с домами, выходящими главными фасадами на «красную линию» улиц. Следует отметить, что из всех градостроительных проектов И.Е. Стасова, вероятно, именно николаевский проект оказался реализованным наиболее успешно и последовательно. Архитектором созданы проекты главных зданий, для главной площади города (Магистратской, позднее Соборной) – здания городового магистрата (гауптвахты) и храма св. Григория (с 1801 г. – Николаевский Адмиралтейский собор). Эти здания стали основой ансамбля Магистратской (Соборной) площади, позднее дополненного зданиями городской управы и портовой конторы. Эта площадь, сформировавшаяся в начале ХІХ в., на протяжении столетия была одним из ярких образцов архитектурного ансамбля в стиле классицизма в южноукраинском регионе.

И.Е. Старов создал план застройки селения Богоявленск. Здесь он применил популярный в начале ХІХ в. принцип лучевой планировки улиц, пересекающихся на главной площади города. По проектам архитектора в Богоявленске построен дворец (фактически загородная усадьба) для Г.А. Потемкина, а также храм Богоявления Господня. Запроектировано также строительство дворца для графини А.В. Браницкой (не осуществлен).

Многие проекты, создававшиеся И.Е. Староввым для Г.А. Потемкина так и не были реализованы в связи со смертью последнего в 1791 г. В 1786–1798 гг. И.Е. Старов – главный архитектор «Конторы строений ее императорского величества домов и садов». Он возглавлял архитектурные и дизайнерские работы в Зимнем, Мраморном, Аничковом, Чесменском дворцах. Архитектору пришлось создавать новые интерьеры в Зимнем дворце после пожара 1837 г. С 1800 г. и до своей смерти И.Е. Старов состоял во главе строительного контроля при сооружении Казанского собора в Петербурге.С восшествием на престол императора Павла I архитектора отстранили от большинства проектов.

Роль И.Е. Старова в отечественной архитектуре, несмотря на признание его заслуг, все еще недостаточно осознана. В его произведениях нашли выражение высшие достижения современной ему культуры классицизма. Своими творческими находками архитектор закладывал основы для многих новаций, получивших развитие в творчестве зодчих последующих поколений. Весь стиль произведений И.Е. Старова, как отмечал историк искусства И. Э. Грабарь, «опередил Россию на целых полвека и кажется принадлежащим 1820-м годам».

Источники и литература:

Зодчие Санкт-Петербурга. XVIII век / Сост. В. Г. Исаченко; ред. Ю. Артемьева, С. Прохватилова. – СПб.: Лениздат, 1997. 

Кавун М. Зодчий, начертавший Екатеринослав [Электронный ресурс] / М. Кавун. — Режим доступа : http://realnest.com.ua/information/articles/1791.

Воронов В.Г. Иван Старов – главный архитектор эпохи Екатерины Великой / В.Г. Воронов – СПб: Искусство, 2008.

Вергунов А.П. Русские сады и парки / А.П. Вергунов, В.А. Горохов М: «Наука», 1988.

Кухар-Онышко Н.А. Богоявленск – колыбель Николаева / Н.А. Кухар-Онышко – Николаев : Изд. Ирины Гудым. 2013.

Кючарианц Д.А. Иван Старов / Д.А. Кючарианц – СПб. : Стройиздат, 1997.

Шквариков В.А. Очерк истории планировки и застройки русских городов / В.А. Шквариков – М. : Стройиздат, 1954.

 

В.В. Щукин

Posted in История Николаева, Культура, Персоналии, С, Статьи, Щукин В.В..