«Цесаревич» – 135-пушечный парусно-винтовой линейный корабль Балтийского флота.

135-пушечный линейный корабль "Цесаревич"

135-пушечный линейный корабль «Цесаревич»

Заложен 3 августа 1853 г. в Спасском адмиралтействе в Николаеве. Строительством руководил корабельный мастер И.С. Дмитриев. Строился на условиях подряда купцами Александром и Ревеккой Рафаловичами на специально переоборудованном для его постройки эллинге. Общее руководство и надзор за проведением работ проводились адмиралтейством. Адмиралтейство безвозмездно передавало подрядчикам металлические части корпуса и медные листы для обшивки подводной части корпуса корабля.

В связи с Крымской войной постройка корабля затянулась. В связи с отсутствием необходимого количества мастеровых, ростом цен на материалы и их доставку Рафаловичи ходатайствовали об отсрочке, так как невыполнение контракта грозило значительными штрафными санкциями. Отсрочка была дана до ноября 1856 г.

Корабль был спущен на воду только 29 октября 1857 г. (без машин), и до октября 1858 г. достраивался в Николаеве.

Постройка корабля обошлась в 685785 руб. 90 коп., или 179 руб. 47 коп. на тонну.

В ноябре 1858 г. перешел из Николаева в Севастополь.

В связи с запретом иметь Черноморский флот по Парижскому мирному договору 1856 г. «Цесаревич» был переведен в Кронштадт в Балтийский флот: из Севастополя вышел 2 декабря 1858 г. без машин и артиллерии, в Кронштадт прибыл 8 июля 1859 г.

11 июля 1858 г. участвовал в Высочайшем смотре судов эскадры на Кронштадтском рейде.

В 1860 г. была установлены 6 котлов и паровая машина мощностью 800 номинальных л. с. Она позволяла развивать скорость 11 уз.

В строй введен в 1861 г.

В 1861 г. находился в практическом плавании в Балтийском море до о. Гогланд, больше в море не выходил, стоял в Кронштадтской гавани.

30 мая 1872, стоя в Военной гавани, принимал участие в праздновании 200-летия со дня рождения Петра 1.

26 января 1874 г. исключен из списков судов флота.

Длина –73,6 м. Ширина –18,3 м (с обшивкой). Осадка – 7,94 м. Водоизмещение  – 5563 т.

Вооружение:

Нижний дек.

  • На 1862 г.: 34 – 60-фн № 2,4 – 36-фн № 1.
  • На 1864 г.: 28 – 60-фи № 2, 6 – 36-фн № 1.

Средний дек.

  • На 1862 г.: 4 – 36-фн № 1, 32 – 36-фн № 2.
  • На 1864 г.: 2 – 36-фн № 1, 33 – 36-фн № 2.
  • К 1866 г. сняли 3 – 36-фн № 2.

Верхний дек.

  • На 1962 г.: 4 – 36-фн № 1, 34 – 36-фн № 3.
  • На 1864 г.: 2 – 36-фн № 1, 32 – 36-фн № 3.

Открытая батарея.

  • На 1862 г.: 1 – 60-фн № 1 на поворотной платформе, 4 – 36-фн № 2, 18 – 36-фн № 4.
  • К 1864 г. сняли 36-фн № 2 и 2 – 36-фн № 4.
  • К 1866 г. вновь поставили 2 – 36-фн № 2.

Командиры:

  • К.К. Штофреген (с 1858 до 23.4.1861)
  • В.А. Стеценков (Стеценко) (с 23.4.1861 по 1862)
  • И.Н. Стромилов (1863)
  • И.П. Панафидин (1864)
  • Н.Н. Андреев (1865)
  • П.А. Чебышев (1866-1871)
  • К.Г. Скрыплев (1872-1873).

 

 

 

 

Источники и литература:

Веселаго Ф.Ф. Список русских военных судов с 1668 по 1860 год. – Спб., 1872. – С. 70–71.

Владерчук А.Д. Судостроение в Николаеве после Крымской войны. / А.Д. Владерчук. // V Миколаївська обласна краєзнавча конференція. Історія. Етнографія. Культура. Нові дослідження. – Миколаїв: Атолл, 2004. – С. 150–152.

Рижева Н.О. Історія суднобудування на теренах України (від давніх до новітніх часів). / Н.О. Рижева – К.: ПП Сергійчук М.І., 2008. – С. 233, 238.

«Цесаревич». [Электронный ресурс] // Военно-морской флот России. – Режим доступпа: http://www.navy.su/-1850/battleships/90-130/12_apostolov/index.htm

Широкорад А. Б. 200 лет парусного флота России. 1696—1891 п: /А.Б. Широкорад. — М.: Вече, 2007. — С. 62.

 

А.Н. Павлюк