Голта ─ поселение на правом берегу р. Южный Буг в месте ее слияния с р. Синюхой, в 1919 г. включено в состав г. Первомайска.
Голта возникла во ІІ половине XVIII в. Это была т.н. ханская слобода, которую основали на землях, принадлежавших тогда к Очаковскому эйялету Турецкой империи беглые украинские крестьяне и казаки.
В 1763 г. российским правительством была направлена в ханские слободы разведка из запорожских казаков. В их отчете встречаем первое письменное упоминание о поселении: «Слобода, называемая Голта с прошлого 1762 года над самой рекой Бугом, при самой российской границе, против Слободского козачьего полку слободы Орлика, в ней поселения до 30 хат». Считается, что название поселения происходит от тюркского Олта, что означает «низменность». После победы России в русско-турецкой войне 1787—1791 гг., согласно условиям Ясского мирного договора, селение Голта отошло в состав Российской империи.
В 1799 г. в поселении числилось 183 двора, 461 душа мужского пола и 449 ─ женского. «Указом Его императорского величества из Правительствующего Сената от 21 числа февраля сего года [1807 г.] за номером 5423 предписано сей [Херсонской казенной] палате учинить определение о присоединении в предместье города Ольвиополя казенного селения Голты по местному их положению и по взаимным связям тамошних обывателей».
В 1829 г. Голта переведена на положение военного поселения, и включена в состав Херсонских поселений четвертого Бугского уланского полка. После ликвидации военных поселений в 1857 г. Голта вновь стала казенным селом Ананьевского уезда Херсонской губернии. В 1859 г. здесь проживало 1225 человек. По сравнению с соседними городом Ольвиополем и местечком Богополем, Голта, вплоть до середины ХІХ в., в экономическом отношении была наименее развитым поселением.
Положение изменилось к лучшему в конце 60-х гг. это было связано с развитием железнодорожного строительства. В 1865 г. была построена дорога Одесса-Балта, в 1867 году — Балта-Ольвиополь и далее до Елизаветграда. Первая железнодорожная станция была построена на левом берегу Южного Буга в Ольвиополе, но затем в 1869 г. построили железнодорожный мост через Южный Буг и станция переведена на правый берег — в Голту. Со временем сюда перенесли управление всей Елисаветградской железнодорожной ветвью. Это событие стало мощным стимулом для дальнейшего экономического развития населенного пункта. В 1870 г. в Голте был открыт пивоваренный завод, один из крупнейших в регионе.
Одновременно со строительством железной дороги и моста через Южный Буг немецкий предприниматель Гейне открыл вблизи железнодорожной линии мастерскую по ремонту молотилок и изготовлению заклепок для нового моста. Заказов было много. Гейне расширил производство. Мастерская превратилась в деревообрабатывающий и литейный цеха. Со временем мастерские преобразуются в завод по изготовлению конных молотилок, оборудования для мельниц и различного сельскохозяйственного инвентаря.
В 1895 г. рядом с заводом Гейне инженер-механик Генрих Фаатц построил вступил в строй механический и чугунолитейный завод. После Октябрьской революции 1917 г. заводы Гейне и Фаатца национализировали и в 20-х годах объединили, в результате был создан машиностроительный завод имени 25 Октября, который на протяжении нескольких десятилетий был крупнейшим промышленным предприятием г. Первомайска
В Голте действовали два банка.
В окрестнотях Голты открыли гранитный карьер, где добывался ценный строительный и отделочный камень, а также производился щебень.
С 80-х гг. ХІХ в. Голта и Богополь стали одним из крупнейших на юге страны рынков рабочей силы. Сюда съезжались в поисках работы тысячи рабочих и батраков из северных украинских и российских губерний. Для их размещения и обеспечения был открыт Голтянско-Богопольский лечебно-производственный пункт, через который только в 1888 г. прошли 7214 человек. Большинство из них находили работу в окрестных помещичьих и крестьянских хозяйствах или отправлялись далее в крупные города в поисках работы на фабриках и заводах.
На протяжении 60-90-х гг. ХІХ в. Голта становится крупным экономическим центром региона, ее население за эти годы выросло в 5,4 раза, при этом она сохраняла статус села Ананьевского уезда Херсонской губернии. По данным за 1891 г. здесь было дворов 819, жителей 6584.
В конце ХІХ в. в Голте работали 2 пивоваренных завода (сумма производства — до 115000 руб.), завод земледельческих машин (производство на 20000 руб.), железнодорожное депо, большие хлебные склады, четыре мукомольных мельницы и еще несколько других менее значительных предприятий по переработке сельскохозяйственных продуктов. Всего же в селении было 21 предприятие и коммерческое заведение.
Всероссийскую известность имел Голтянский завод пивоварения, построенный Бельгийским Товариществом в 1870 г., завод был оснащен по наиболее передовым тогдашним технологиям, это было первое в поселении предприятие с паровым двигателем, его продукция доставлялась железной дорогой в разные места России. По примеру бельгийцев, предприниматель Фаатц открыл еще один пивзавод, но вскоре, не выдержав конкуренции с ними, продал им все оборудование. Ячмень и хмель для производства пива привозили преимущественно с Подолья.
В Голте функционировало начальное училище, школа при заводе, двухклассное железнодорожное училище (с пятилетним сроком обучения), в 1909 г. открыто коммерческое училище. В 1908 г. на частные пожертвования открыта первая библиотека. В 1880 ─ 1882 гг. открыта земская больница на 20 коек, к 1910 г. их число возросло до 30, здесь работали 3 врача и 4 фельдшера.
К концу XIX в. три населенные пункта — г. Ольвиополь, м. Богополь и с. Голта — фактически составляли один динамично развивавшийся торгово-промышленный центр. При этом все три населенных пункта административно относились к разным уездам Херсонской губернии: селение Голта к Ананьевскому уезду, местечко Богополь ─ к Балтскому, и город Ольвиополь ─ к Елисаветградскому.
С установлением советской власти в 1919 г. ревкомы и профсоюзы трех населенных пунктов высказали предложение об их объединении в один город. Против этого объединения не возражали ни в одном из трех поселений, однако не было согласия относительно названия города. Представители Ольвиополя хотели, чтобы новый город имел историческое название древнейшего поселения — Орлик. Голтянцы настаивали на распространении названия их селения на весь новый город. Богопольцы предложили свое — Алексеевск, но ни одно из предложений не получило большинства. И поскольку не было единства, созвали объединенный митинг трудящихся. Митинг состоялся 1 мая 1919 г. на площади перед больницей Ольвиополя. Открыл его председатель ревкома И. Рухлин. Затем выступил Т. Гуляницкий — командир 1-го коммунистического партизанского отряда. Он предложил утвердить решение ревкома об объединении трех частей в один город и назвать его в честь Международного дня солидарности трудящихся — Первомайском. Собрание поддержало это предложение.
В период немецко-румынской оккупации украинских земель в 1941 ─ 1944 г. Первомайск был переименован оккупантами в Голту. Город был захвачен немецкими войсками в первых числах августа 1941 г., а затем его передали румынскому командованию. Голту включили в состав румынской оккупационной зоны Транснистрии и сделали центром Голтского (Голтянского) уезда, в состав которого включили часть Первомайского района, а также Кривоозерский, Доманевский, Врадиевский и Любашевский районы, которые до начала войны входили в состав Николаевской и Одесской областей. После освобождения города советским войсками весной 1944 г. ему было возвращено прежнее название ─ Первомайск.
Источники и литература:
ГАОО. Ф. 1, оп. 220 (1807 г.), д. 3, л. 9.
Історія міст і сіл УРСР. Миколаївська область ─ К., 1971. ─ С. 654-671.
Вся Россия. Адрес-календарь ─ М., 1912. ─ С. 4838.
Материалы для географии и статистики России, собранные офицерами Генерального Штаба. Херсонская губерния / Составил полковник А.Шмидт ─ Ч. 2. – СПб., 1863. ─ С. 477.
Материалы для оценки земель Херсонской губернии. Прилож. к 5-му т. ─ Херсон, 1889. ─ С. 2-3.
Скальковский А. История Новой Сечи или последнего коша запорожского. — Одесса, 1846. — Ч. I. — С. 66-68.
В.В. Щукин