Храм Весты в Николаеве – название павильона-беседки в Адмиральском саду (Дикий сад).

Храм Весты. С фотографии 40-х гг. ХХ в.

Храм Весты. С фотографии 40-х гг. ХХ в.

Первоначально деревянная беседка была сооружена на высоком обрыве над берегом Южного Буга в Адмиральском саду – парке, который находился за домом Главного командира Черноморского флота и  спускался до самого берега реки. Беседка сооружена согласно пожеланию императора Александра І, который, по преданию, любовался на этом месте окружающим пейзажем и местом слияния рек Ингула и Южного Буга во время своего посещения г. Николаева в мае 1818 г.

В 1827 г. Николаевский и Севастопольский военный губернатор Алексей Самуилович Грейг, которому к этому времени уже исполнилось 52 года, узнав о предстоящем рождении своего первого сына,   решил сделать подарок своей 27-летней супруге Юлии Михайловне и соорудить беседку-храм.

По заданию А.С. Грейга, ученик Императорской Академии Художеств Роман Кузьмин (он был направлен на учебу в Академию самим А.С. Грейгом как пансионер Черноморского флота) под руководством архитектора Михайлова разработал проект такого сооружения под названием «Храм Весты».

Веста – древнеримская богиня, покровительница семейного очага и  неугасимого жертвенного огня.

Проектируя Храм Весты, молодой архитектор следовал традициям архитектурного классицизма. Образцами, которые оказали на него наибольшее влияние, были руины храма Весты на Бычьем Форуме в Риме, а также шедевр итальянской архитектуры эпохи Ренессанса – Вилла Ротонда архитектора А. Палладио (XVI в.).

Белокаменный павильон-беседка «Храм Весты» сооружен в том же 1827 г. к рождению старшего сына А.С. Грейга – Самуила Алексеевича, который стал достойным сыном своего отца, он дослужился до чина генерал-адъютанта, а затем был назначен министром финансов Российской империи.

Четырехугольный, в плане квадратный павильон сооружен в стиле строгого классицизма. С восточной стороны украшен портиком с четырьмя колоннами коринфского ордера. Невысокое, немного массивное сооружение увенчано небольшим полусферическим куполом. Можно предположить, что в куполе находилась т.н. Эолова арфа – своеобразный музыкальный инструмент, струны которого настроены в унисон, они колеблются и издают звуки под воздействием ветра и движения воздуха, а громкость звука зависит от силы ветра.  Инструмент получил название по имени античного бога ветров Эола.

Из «Храма Весты» открывался прекрасный вид на широкую водную гладь Южного Буга и Адмиралтейскую верфь. Сооружение гармонично вписывалось в окружающий пейзаж. Здание беседки хорошо просматривалось и со стороны реки, поэтому использовалось моряками в качестве ориентира при вводе судов в р. Ингул помогая избежать посадки на мель у левого берега Ингула. Этот указатель был внесен в лоции Черного моря. Беседка-павильон на протяжении более 100 лет была одним из наиболее интересных малых архитектурных сооружений в городе.

В 30-40-х гг. ХХ в. здание «Храма Весты» еще сохранялось в полуразрушенном состоянии, впоследствии оно полностью разрушилось и было разобрано. В начале ХХІ в неоднократно поступали предложения о восстановлении беседки, которые, к сожалению так и не были реализованы.

 

 

Источники и литература:

Российский государственный архив военно-морского флота. Ф. 325. оп. 1. д. 7685.

Крючков Ю.С. Град Святого Николая. Путеводитель по старому Николаеву – Николаев, 2003. – С. 182-185.

Крючков Ю.С. Спутница адмирала / Ю.С. Крючков // Летопись Причерноморья – № 4 – Херсон, 2000.

Лоция Черного моря – Николаев: Тип. Черноморского гидрографического бюро, 1851.

 

В.В. Щукин