Касперовской иконы Божьей Матери храм, кафедральный собор Касперовской иконы Божьей Матери, Касперовская церковь ─ православный храм в г. Николаеве на углу лиц Садовой и Херсонской (совр. проспект Ленина).
Храм посвящен однной из наиболее почитаемых чудотворных икон ─ Касперовской иконе Божьей Матери, которая с 1853 по 1918 гг. ежегодно торжественно прибывала в Николаев крестным ходом и на протяжении месяца (с 1 июля по 1 августа) находилась в разных храмах города. Жители Николаева верили, что именно эта икона спасла город от нападения врагов в период Крымской войны 1853—1856 гг.
В память об этих событиях в 1855 г. благочинный епархиальных церквей г. Николаева протоиерей И. Станиславский обратился к Николаевскому военному губернатору М.Б. Берху с ходатайством «…в благодарность во имя спасения Николаева от врагов построить в юго-восточной части города храм во имя Всемилостивого Спаса с двумя приделами во имя Пресвятой Богородицы Касперовской». 1 июня того же года военный губернатор дал поручение Николаевской городской думе выбрать место для храма и разрешить сбор пожертвований среди городских жителей для этой цели.
Архитектурный проект храма заказан столичному архитектору профессору Федору Ивановичу Эппингеру, ученику известного русского архитектора К.А. Тона (автора храма Христа Спасителя в Москве). Наиболее известными сооружениями этого архитектора являются, здание мозаичной мастерской Академии Художеств, здание и церковь богадельни в Петербурге, а также церковь странноприимного дома в Иерусалиме.
Проект вскоре был представлен попечительному совету и одобрен им, получено также разрешение от Херсонской духовной консистории (органа управления Херсонской епархии).
В состав попечительного комитета по постройке храма вошли протоиерей И. Станиславский, Николаевский полицмейстер В. Карабчевский, почетные граждане К. Соболев и Ф. Карпевский, городовой архитектор И. Козаков, полковник Плетнев и надворный советник Павлов.
Сбор средств шел медленно, поэтому в 1861 г. Херсонская консистория вновь предложила открыть подписку добровльных пожертвований на сооружение храма, а собранные к этому времени 2975 руб. передать на строительство церкви в с. Константиновке. Николаевский военный губернатор Б.А. Глазенап возразил, поручив городской думе испросить согласие от всех жертвователей, те же, в свою очередь, согласия не дали.
В 1872 г. Николаевская городская дума подтвердила, что передает «часть городской земли без всякого выкупа в пользу города безвозмездно» под строительство храма, но к этому строительству, по неизвестным причинам, так и не приступили. По мнению николаевского краеведа Д.И. Закововоротнего, причиной задержки со строительством могло быть то обстоятельство, что в это время в Николаеве одновременно сооружалось несколько церквей и на такой крупный храм у жителей города просто не хватало средств.
На выделенном месте построили Касперовский молитвенный дом (в 1880 г. он значился в числе действовавших).
Торжественная закладка храма иконы Касперовской Божьей Матери состоялось в мае 1904 г.
Руководство строительством было возложено на городского архитектора Е.А. Штукенберга, подряд на строительные работы получил Д.И. Гаврилов. В распоряжении строительного комитета к этому времени было 40 000 руб. Строительство велось довольно быстро, к сентябрю завершили сооружение стен, но закончились деньги и строительные работы замерли. Вскоре городская дума решила предоставить строительному комитету заем в размере 15 000 руб. сроком на 15 лет. Темпы строительства заметно замедлились, а в начале 1908 г., когда сооружение было уже почти готово, вновь закончились деньги. 27 июля того же года городская дума выделила безвозмездно 8 000 руб. на завершение строительства и отделочных работ.
28 декабря 1908 г. Состоялось освящение храма во имя иконы Касперовской Божьей Матери, но и после этого строительные и отделочные работы продолжались еще несколько лет.
Описание храма: здание собора в плане представляет собой вытянутый прямоугольник длиной в 21 сажень и шириной в 10,5 саженей, сориентированный, согласно православной традиции, по линии запад-восток. Восточная торцевая стена завершается тремя полуциркульными апсидами. С западной стороны над входом надстроена колокольня высотой в 21 сажень. Она увенчана шатровой кровлей в стиле русской архитектуры XVII в. Слева и справа ее обрамляют декоративные главки на барабанах, украшенных кокошниками и также увенчанные небольшими шатрами. Над восточной частью храма надстроено средокрестие, которое венчает купол на высоком барабане. Вокруг него расположены 6 декоративных главок на барабанах разной высоты. Все они, как и главный купол выполнены в традиционной для русской архитектуры форме луковицы.
Согласно православному канону, семь куполов на храме символизируют семь церковных таинств.
Стены храма декорированы резными деталями в стиле древнерусской архитектуры XVI ─ XVII вв., а также карнизами.
Паперть и вход выделены лестницей и декоративным крытым крыльцом на резных каменных столбах. Особенно выразительны оконные наличники. Несколько портят общую стилистику сооружения большие витражные окна на боковых стенах, но в первоначальном виде строители сумели свести до минимума эту явную ошибку, допущенную архитектором, за счет оригинальных оконных рам с множеством ячеек ромбической формы, что напоминало кованные оконные решетки, часто применявшиеся в русской монастырской архитектуре. Особый эффект и обаяние старины храму придает строительный материал, из которого выложены стены ─ это потемневший от времени известняк.
Внутренний вид храма представляет собой большой высокий молитвенный зал, перекрытый полуциркульным сводом. Зал был рассчитан на 1200-1500 верующих. За счет больших окон создается эффект очень просторного и светлого помещения. Алтарное пространство дополнительно освещается сверху за счет окон, расположенных в барабане под куполом. Над входом, с западной стороны зала, расположены хоры в виде балкона, опирающегося на 2 колонны. Большой молитвенный зал этого храма отличается великолепной акустикой. В крипте храма имеется также нижний зал.
Касперовский храм оказался очень удачно вписанным в окружающую малоэтажную городскую застройку и стал архитектурной доминантой в этой части города, сохранив эту функцию и до настоящего времени.
Судьба храма в ХХ в. складывалась драматично, в 1922 г. Касперовская церковь, в числе других, пострадала в ходе кампании по изъятию церковных ценностей в помощь голодающим. В феврале 1930 г. с колокольни были сняты колокола и отправлены на переплавку для нужд развернувшейся в стране индустриализации. В октябре 1934 г., в ходе антирелигиозной кампании, по решению Одесского облисполкома (Николаев в это время входил в состав Одесской области), собор во имя иконы Касперовской Божьей Матери закрыт. Здание передано в распоряжение Николаевского горсовета, который передал его под клуб судостроительному заводу им. 61 Коммунара. Новые хозяева снесли верхнюю часть колокольни и разрушили купола, слишком напоминавшие о культовом назначении здания. От полного разрушения здание спасло лишь отсутствие у завода средств на строительство нового клуба. В таком изуродованном виде храм простоял 58 лет.
В период Великой отечественной войны (во время немецкой оккупации города) в храме восстановлены богослужения, продолжавшиеся до 1949 г., после чего помещение отобрали у верующих в в нем вновь возобновил работу клуб.
В 1992 г. здание храма передано общине Украинской православной церкви Киевского Патриархата, в нем возобновились богослужения, началась реконструкция собора. К 2010 г. первоначальный облик собора почти полностью восстановлен. Храм получил статус кафедрального собора Касперовской Божьей Матери.
Источники и литература:
ГАНО. Ф. 222, оп. 1, д. 357;
ГАНО. Ф. 222, оп. 1, д. 653, л. 86.
ГАНО. Ф.Р. 992, оп. 2, д. 1888, л. 64.
Заковоротний Д.И. Храмы Николаева / Д.С. Заковоротний ─ Николаев, 2001.
Крючков Ю.С. Архитектура старого Николаева / Ю.С. Крючков ─ Николаев, 2008.
В.В. Щукин