Константиновская батарея, остров Флагшток, остров Батарея ─ длинная искусственная коса (дамба), заканчивающаяся укрепленным островом (также искусственным), насыпанная от с. Малая Корениха на правом берегу Бугского лимана. Насыпана в 1855 г. поперек течения лимана, представляла собою один из элементов системы укреплений для обороны г. Николаева в период Крымской войны.

Фрагменты остатков укреплений на Константиновской батарее

Фрагменты остатков укреплений на Константиновской батарее

Константиновская батарея сооружена по проекту известного военного инженера Эдуарда Ивановича Тотлебена. В связи с захватом Севастополя англо-французскими войсками, Возникла угроза дальнейшего захвата ими г. Николаева, который не имел никаких укреплений со стороны моря. В связи с этим по приказу императора Александра  ІІ в Николаев был на правлен Э.И. Тотлебен. Проявивший себя при подготовке укреплений Севастополя.

12 сентября 1855 г. Э.И.  Тотлебен  прибыл в Николаев ему поручено было привести город в оборонительное состояние.

Работы начались безотлагательно, за ними наблюдал сам император. По плану Э. И.Тотлебена вдоль Бугского лимана была построена глубокоэшелонированная оборонительная система, состоявшая из земляных редутов и батарей.

Одним из основных элементов этой системы стала Константиновская батарея. Дамба перегораживала Бугский лиман почти до половины его акватории. На конце этой дамбы насыпан остров, с укреплениями, выложенными камнем и защищенный валами. Здесь расположили артиллерийскую батарею, на противоположной стороне лимана находилась Кауфмановская батарея (Бугский  редут). Обе батареи перекрывали огнем остававшийся узкий проход для судов по фарватеру.

Со стороны фарватера от батареи во время ее сооружения было создано свайное заграждение «ряжи» из бревен, связанных бочками, загруженными камнями. Между ряжами и пристанью Широкой балки оставлен проход в 200 саженей, простреливаемый прицельным огнем батарей. Впоследствии при расчистке фарватера большая часть ряжей уничтожена, но в непосредственной близости к острову они еще сохранились. На все сооружения оборонной системы было потрачено не более двух месяцев. В строительных работах принимали участие более 10 тысяч человек, в их числе были солдаты и жители Николаева.

Остров с укреплениями получил название в честь одного из сыновей императора Константина Николаевича — Константиновская батарея.

Кроме Константиновской батареи, дальние батареи располагались на Волошской и Русской косах, которые вместе с очаковскими укреплениями и Кинбурнской крепостью составили мощный укрепленный район.

После захвата Кинбурна союзники несколько раз пытались с помощью бронированных батарей прорваться к Николаеву и доходили даже до Волошской косы, но здесь в узком проходе попадали под перекрестный огонь двух батарей и вынуждены были отступать. Так наш город был спасен от захвата англо-французскими войсками

После окончания Крымской войны батарея была заброшена за ненадобностью, дамба постепенно размывалась течением лимана. Остров оказался отрезанным от суши. К концу ХІХ в. этот несколько ромбический по форме островок, напоминавший корабельный флагшток с флагом, был назван Флагштоком. Однако название не прижилось, и батарея до настоящего времени называется Константиновской.  В просторечии ─ остров Батарея.



Источники и литература:

Крючков Ю.С. Старый Николаев. Топонимический словарь-справочник / Ю.С. Крючков ─ Николаев: Изд. Ирины Гудым, 2008. ─ С. 46-47.

Николаевщина. Краеведческий сборник ─ Николаев. 1926.

Павловский Е. Лоция черного моря / Е. Павловский ─ Николаев: тип. Управления Николаевского порта, 1867.

Шикман А.П. Деятели отечественной истории. Биографический справочник А.П. Шикман ─ Москва, 1997.

Шильдер Н.К. Граф Эдуард Иванович Тотлебен, его жизнь и деятельность / Н.К. Шильдер ─ СПб: Тип. «Русская скоропечатня», 1886.

Ю.С. Крючков