Макаров Юрий Иванович (7 сентября 1934 года, Кременчуг – 2 июня 2002 года, Николаев) – действительный член Академии инженерных наук Украины, один из организаторов судостроительной отрасли, генеральный директор Черноморского судостроительного завода, Почетный гражданин г. Николаева.
Ю. И. Макаров родился в г. Кременчуг Полтавской области, но вся его жизнь связана с г. Николаевом. В 1952 г. он поступил на кораблестроительный факультет Николаевского кораблестроительного института им. адмирала С. О. Макарова, который успешно закончил в 1958 г. Стал инженером-кораблестроителем. Еще будучи студентом, Ю. И. Макаров много внимания уделял работе в студенческом научном обществе на кафедре строительной механики корабля у профессора А.Г. Архангородского. Основным же его увлечением были яхты. С ранней весны и до поздней осени он после занятий пропадал на водной станции института. За это время Юрий Иванович сменил не одну яхту, парусом управлял отлично. Акваторию от Николаева до Одессы и Севастополя знал наизусть.
Наверное, романтика моря, кругосветных путешествий, парусных регат и определила выбор будущей профессии. После окончания Николаевского кораблестроительного института начал трудиться на Черномский судостроительный завод (ЧСЗ). Три года работал мастером в сборочно-сварочном цехе № 11, где собирались секции для судов, которые строил в то время завод: бльшие китобазы, паротурбинные и дизельные сухогрузы, плавбазы подводных лодок, транспорты для перевозки ракет подводных лодок, плавмастерские. «Я никогдa не жaлел, что три годa прорaботaл мaстером. Нaоборот, это бесценный опыт, который ведет тебя нa протяжении всей жизни. Мaстер – это постояннaя рaботa с рaбочими, это познaние их опытa, смекaлки, мудрости, это умение общaться с людьми, понимaть их. Я глубоко убежден, что любой инженер обязaн пройти эту школу. Без этого нельзя стaть полноценным инженером. Зa свою жизнь я много рaз убеждaлся в этом. Уже будучи генерaльным директором, приняв кaкое-то вaжное и ответственное решение, я думaл про себя: a ведь сновa срaботaл опыт, интуиция мaстерa Мaкaровa. Я не стесняюсь, a с гордостью говорю об этом», – вспоминал Юрий Иванович в своей книге «Авианосец».
Осенью 1961 г. он перешел работать в бюро строителей траулеров и в конце 1962 г. стал уже старшим строителем этих судов. Судьба надолго связала его с траулерами. Первым примером умения Юрия Ивановича решать успешно трудные задачи можно считать его участие в гарантийной эксплуатации траулера. На экспортном траулере в 1965 г. он ушел в море в качестве гарантийного механика и через год привез на завод акт об окончании гарантийной эксплуатации – без единого замечания, и благодарность греческой фирмы. Это стало началом его производственной карьеры.
В 1973 г. Ю. И. Макаров назначен главным конструктором завода. В этой должности он проявил себя как великолепный организатор и новатор. В 1974 году назначен заместителем директора ЧСЗ по строительству траулеров. Это была высокая и очень ответственная должность. Занимая по количеству работающих и по производственной площади около 26 % от мощности завода, строительство траулеров давало до 60 % валового выпуска продукции.
На конвейере длиной около полукилометра было развернуто поточно-позиционное производство больших морозильных рыболовных траулеров (БМРТ). На технологической линии, заканчивающейся доком, в разной степени готовности, возрастающей по мере продвижения судов, стояли пять траулеров. Каждые две недели новый траулер спускался с дока на воду, а все остальные передвигались на следующую позицию. График постройки строго выдерживался по дням и даже по часам – так, чтобы в установленное время все траулера могли передвинуться на очередную позицию. За год завод строил 24 траулера. Это были сложные суда, насыщенные рыбопромысловым, рыбообрабатывающим и холодильным оборудованием, строившиеся по блочно-модульной технологии. На заводе было построено свыше 500 таких траулеров. Освоение последней серии траулеров типа «Меридиан» длиной 104,5 м., шириной 16 м. и полным водоизмещением 5715 т., было выполнено под непосредственным руководством Ю. И. Макарова.
Творческое и ответственное отношение к выполняемой работе определило дальнейшую производственную деятельность Ю. И. Макарова. В сентябре 1976 г. он назначен главным инженером завода. В это время разворачивается грандиозная реконструкция корпусно-стапельного производства ЧСЗ на основе установки над стапелем «0» двух гигантских, работающих в спаренном режиме, 900-тонных кранов, перекрывающих своими 150-метровыми порталами стапель и предстапельную плиту.
Стоимость кранов составляла 20 млн долларов. Монтаж кранов массой 3500 тонн представлял собой сложный технологический процесс, продолжавшийся около года. Эта реконструкция позволила строить авианосцы блочно-модульным способом, и фактически поставить их производство на конвейер. Пока заканчивали на стапеле сборку очередного авианосца, на предстапельной плите были уже готовы несколько блоков для следующего. Первым здесь собрали опытный блок – надстройку «Баку», массой 820 тонн, и в начале 1982 г. козловыми кранами «KONE» установили на корабль. Это был первый результат реконструкции корпусного производства. Реконструкция проводилась под руководством Ю. И. Макарова, как главного инженера, и блестяще завершилась к началу строительства авианосца нового поколения «Адмирал Кузнецов», на котором должны были базироваться лучшие в мире на то время в своем классе самолеты Су-27К и МиГ-29К.
Электронно-вычислительные машины Невского ПКБ в Ленинграде и Черноморского судостроительного завода в Николаеве по инициативе Макарова были объединены на расстоянии 2000 км коммуникационным кабелем в единую сеть. Это было революционным нововведением, позволившим проектанту и заводу-строителю работать и управлять общим массивом спецификации гигантских кораблей, насчитывающих десятки тысяч чертежей и миллионы позиций комплектующих изделий и сдавать авианосцы под кабельный монтаж еще на стапеле. И это было в начале 1980-х годов, когда первые статьи о возникших перспективах создания компьютерных сетей только стали появляться на страницах научных журналов.
Специалисты мирового технического олимпа относят проектирование и строительство авианосцев к «уникальным технологиям», на ЧСЗ такими технологиями уже владели к концу 1980-х гг.
На должность генерального директора ЧСЗ Ю. И. Макаров был назначен в сентябре 1979 г. (по рекомендации предыдущего директора Ганькевича Анатолия Борисовича, который уходил на пенсию) и находился в этой должности до 1994 г.
В 1979 г. был спущен на воду авианосец «Новороссийск». Влияние Ю. И. Макарова на достройку и быстрое проведение испытаний этого корабля, а также на строительство всех последующих авианосцев – «Баку», «Адмирал Кузнецов», «Варяг» и «Ульяновск» было огромным.
При участии Ю. И. Макарова и под его руководством построены более 500 судов – гражданских, научно-исследовательских, рыбопромысловых, военных (в частности, авианесущие крейсеры «Адмирал Флота Советского Союза Кузнецов», «Баку», «Новороссийск»). В годы его директорства осуществлена комплексная реконструкция завода, позволившая последнему стать уникальным предприятием судостроительно-машиностроительного типа, обладающим большой автономностью, возможностью строить суда, производить продукцию судового машиностроения, металлургии, сельскохозяйственного назначения.
Ю. И. Макарову были выданы 5 авторских свидетельств Государственным комитетом СССР по делам изобретений и открытий. 3 декабря 1992 года был избран академиком Академии инженерных наук Украины. Имеет награды:
- Орден «За заслуги» III степени (7 сентября 1994 года) – за заслуги в развитии отечественного судостроения;
- Орден Октябрьской Революции;
- Орден Трудового Красного Знамени;
- Почётный гражданин Николаева (решением городского совета от 26 августа 1994 года № 418);
- Знак «Отличник народного образования УССР» (30 марта 1982 года);
- Нагрудный знак президиума центрального правления НТО имени академика А. Н. Крылова «Лучшему активисту научно-технического общества СССР» (1979 год);
- Почётная медаль Правления Советского фонда мира (22 февраля 1989 года);
- Премия советских профсоюзов «За активное участие в комплексном решении вопросов социального развития» (1989 год);
- Большая и малая золотые и три серебряные медали ВДНХ СССР за достигнутые успехи в развитии народного хозяйства СССР;
- Медаль имени Юрия Гагарина «За активное содействие в развитии экспериментальной базы Центра подготовки космонавтов имени Ю. А. Гагарина»;
- Наградной диплом, подписанный начальником Центра подготовки космонавтов Г. Т. Береговым;
- Первый Золотой знак Союза промышленников и предпринимателей Украины;
- Почётная грамота Президиума Верховного Совета УССР;
- Юбилейная медаль имени академика В. Н. Челомея «За участие в космических программах».
Ю. И. Макаров много сделал для развития экономики и социальной сферы завода, города, области. При его личном участии построены уникальный детский городок «Сказка», жилой микрорайон «Намыв», магазины, детские комбинаты, школы, физкультурно-оздоровительные комплексы, дом отдыха в Мисхоре, базы отдыха в Коблево, Сливино, на Волошской косе, осуществлены реконструкция и оснащение новейшим оборудованием ряда больниц г. Николаева и заводской медсанчасти. Юрий Иванович внес значительный вклад в сооружение водовода Днепр-Николаев, разработку и производство на ЧСЗ уникального оборудования для сахарной промышленности.
Николаевцы чтят память о своем знаменитом земляке. 22 февраля 2002 года решением сессии горсовета сквер на Намыве назван в честь основателя этого микрорайона Ю. И. Макарова. Решением управления по физической культуре, спорту и туризму облгосадминистрации учрежден переходящий кубок по парусному спорту памяти мастера спорта, Почетного гражданина города Николаева Ю. И. Макарова. Но главным памятником великому корабелу стал сухогруз «Юрий Макаров», построенный на заводе «Дамен Шипярдс Океан». Поднятие украинского флага на сухогрузе, носящем его имя, – это и есть дань памяти нашему земляку.
Фото по теме
Источники и литература
Бабич В. Юрий Иванович Макаров / В. Бабич. – Вечерний Николаев, 2004. – № 100. – 7 сентября.
Горбуров Е. Корабел ХХ столетия / Е. Горбуров. – Вечерний Николаев, 2008. – № 61. – 31 мая.
Макаров Юрий Иванович [электронный ресурс] // Википедия. – Режим доступа: https://ru.wikipedia.org/wiki.
Макаров Ю. И. Авианосец / Ю. И. Макаров. – М. : ЗАО ИПП «Русполиграф», 1999. – 216 с.
Шараев Л. От паруса до авианосца / Л. Шараев [электронный ресурс] // Николаевское землячество в Москве. Информационно-аналитический портал. – Режим доступа: http://nikolaev-moscow.at.ua/publ/analitika/nikolaevskoe_sudostroenie/ot_parusa_do_avianosca/8-1-0-212.
Н.В. Сугацкая