Морейнис-Муратова Фанни (Фейга) Абрамовна (1859 — 1937 гг.) — участница революционного движения. Сестра М.А. Морейниса.
Родилась в 1859 году в Николаеве в патриархальной зажиточной купеческой семье. Ее родители происходили из богатых, религиозных (принадлежавших к правому течению ортодоксального еврейства) семейств, пользовавшихся в течение нескольких поколений большим уважением в еврейской среде. В частности, дед по материнской линии был известный в городе подрядчик по строительству кораблей Рафалович.
Отец, Абрам Морейнис, занимался экспортом хлеба и отличался острым умом, сильной волей, честностью и приверженностью к иудаизму, доходившей до фанатизма. Ее мать была в меньшей степени религиозна и во всем подчинялась мужу. Фанни росла в окружении многочисленных родственников, составлявших своего рода еврейскую аристократию, и почти не водила знакомства со сверстниками из еврейских семей, стоявших ниже по социальному положению. Детей в семье к труду не приучали, поэтому единственое занятие, которым она заполняла свободное время, было вышивание и изготовление цветов.
Поскольку родители не стремились дать своим детям хорошее светское образование, Фанни учили только читать и писать на русском, еврейском, немецком языках и четырем правилам арифметики. Когда ей исполнилось около 12-ти лет она впервые познакомилась с художественной литературой на русском языке. Это были книги “Тайны Мадридского двора” и “Граф Монте-Кристо”, которые произвели на девочку огромное впечатление. “[…] я испытала то чувство, которое должен был бы пережить человек, живший в подземелье и вдруг увидевший сноп яркого света. Мое воображение заиграло с необычайной силой” – писала она в автобиографии. Такое же сильное воздействие оказала на Фанни пьеса А.Н.Островского, которую она посмотрела вместе с матерью (тайком от отца и бабушки), впервые посетив русский театр.
В 1875 г. Фанни вместе со своей двоюродной сестрой Христиной Гринберг (будущей народоволкой) без ведома родителей стала брать уроки у Ф.Н. Левандовской (Лянды), В.Н. Левандовской (Белоконской) и С.Л. Чудновского, участвовавших в народническом движении. Стремясь сдать экзамены за курс гимназии и поступить на медицинские курсы в Петербурге, она упорно овладевала знаниями, читала много произведений И.С. Тургенева, Л.Н. Толстого, Ф.М. Достоевского. Летом 1876 г. через сестер Левандовских она познакомилась с евреями-народниками Савелием Златопольским и Соломоном Виттенбергом, которые во многом способствовали ее вовлечению в революционную деятельность.
Под влиянием народнических идей Ф. Морейнис 6 января 1878 г. ушла из дома и через несколько дней вместе с Х. Гринберг уехала в Одессу. Оставлять больного отца (он ослеп, когда ей исполнилось около 12-ти лет) было очень тяжело, однако стремление к самостоятельной трудовой жизни оказалось сильнее. В Одессе по рекомендации С. Златопольского она познакомилась с революционером-народником И. Ковальским и членами его кружка В. Иллич-Свитыч, Н. Виташевским, В. Кленовым и др. Кружок И. Ковальского, просуществовав два месяца, был раскрыт, а 30 января 1878 г. его участники оказали во время ареста первое коллективное вооруженное сопротивление жандармам.
В мастерской, указанной И. Ковальским, сестры учились сапожному ремеслу, а через некоторое время стали работать самостоятельно. Денег хватало лишь на оплату квартиры, хлеб, чай и один раз в неделю обед. 24 июля 1878 года в день вынесения смертного приговора И. Ковальскому Ф. Морейнис вместе с Х. Гринберг принимала участие в демонстрации протеста, которая состоялась возле здания Одесского военно-окружного суда. После демонстрации был произведен обыск в квартире, где она проживала вместе с сестрой .
В августе 1878 года членами кружка С.Я. Виттенберга — И.И. Логовенко, в состав которого входил и Михаил Морейнис (брат Фанни), была предпринята попытка подготовить в Николаеве с помощью динамита покушение на Александра II во время его традиционной поездки в Крым. Заговор в Николаеве был, по-видимому, частью плана одесских революционеров, оставшегося нераскрытым. Вследствие случайности 16 августа были арестованы С.Виттенберг и И.Логовенко, а вскоре под следствием оказались и другие члены николаевского народнического кружка.
С конца 1878 г. Фанни по поручению революционеров-народников вела переписку с политическими заключенными, сидевшими в тюрьме. Среди них были Д. Лизогуб, С. Чубаров, И. Давиденко, С. Виттенберг, И. Логовенко, осужденные Одесским военно-окружным судом по “процессу 28-ми” (25 июля — 5 августа 1879 г.) на казнь через повешение. М. Морейнис был приговорен к лишению всех прав и ссылке в Восточную Сибирь.
Утром девятого августа С. Виттенбергу передали записку от Ф. Морейнис, в которой она писала, что хотела бы отомстить за его смерть. Следует отметить, что он был первым землевольцем, перешедшим от мирной пропаганды к участию в терроре, однако сделал это, подобно другим, вопреки своему желанию. Свидетество этому можно найти в ответном письме к товарищам, в котором Виттенберг говорил о грядущем торжестве социализма и ссылался на Спасителя. В особой приписке, предназначеной для Фанни, Соломон писал: “Если ты придаешь какое-либо значение моей воле, если считаешь священным мое последнее желание, то оставь всякую мысль о мести. “Прости им, не знают бо, что творят”. Это также знамение времени: ум их помутился, они видят, что скоро настанет другое время, и не знают, как отвратить его. Еще раз прошу тебя, оставь всякую мысль о мести. Виттенберг”.
С начала 1879 г. Ф. Морейнис совмещала революционную деятельность с работой на канатном заводе, а затем вновь временно занялась сапожным делом. Через некоторое время Фанни удалось устроиться во 2-ю частную лечебницу (еврейскую) помощницей фельдшерицы, а через несколько месяцев она уже временно ее заменяла. Живя в больнице, Фанни могла свободно встречаться с народниками, прятать нелегальную литературу и выполнять различные поручения революционного подполья.
Летом 1880 г. во время встречи в Одессе с членом Исполнительного комитета “Народной Воли” А. Михайловым, Фанни заявила, что в случае необходимости на нее могут расчитывать для участия в покушении на царя. В сентябре у нее произвели обыск по распоряжению из Николаева (в связи с делом матроса П.Ключникова и др.) и препроводили в Одесское ГЖУ, однако за отсутствием улик выпустили под подписку о невыезде. Обсудив создавшееся положение с членом ИК “Народной Воли” М. Тригони, Фанни перешла на нелегальное положение и спустя два дня уехала вместе с другим членом ИК Н. Колодкевичем в Петербург. Осенью 1880 г. она поселилась вместе с членами ИК Н. Кибальчичем и А. Якимовой на конспиративной квартире, где вырабатывался нитроглицерин и прочие материалы, предназначенные для подготовки покушения на царя. Основными работниками были Н.Кибальчич и член ИК А. Баранников, а помощником – народоволец Н. Саблин.
После успешного окончания работ была устроена вечеринка, на которой присутствовали народовольцы А. Желябов, С. Перовская, А. Якимова, Л. Тихомиров, Н. Саблин. Г. Гельфман, П. Ивановская, Н. Ланганс, Л. Терентьева, М. Грачевский и другие (всего человек 15 – 16). “Помню я не плясала, — вспоминала Ф. Морейнис, — и не могла отделаться от вопроса: кто из пляшущих доживет до следующего нового года. Перед моими глазами стояла казнь Лизогуба, и воображение накидывало саван то на одного, то на другого из плясавших мужчин: женщин-революционерок в те времена еще не подвергали смертной казни”.
Через несколько недель после убийства царя Ф. Морейнис выехала в Одессу с чемоданом, наполненным экземплярами письма ИК “Народной Воли” к Александру III и другой нелегальной литературой. Затем 15 апреля 1881 г. из Одессы приехала в Киев, где через шесть дней была арестована на явочной квартире вместе с членом ИК Н. Лангансом и А. Якимовой. При обыске у Фанни нашли письмо, присланное ей С. Виттенбергом перед казнью. Через некоторое время арестованную перевели в николаевскую тюрьму (где она просидела несколько месяцев), а затем вновь препроводили в Одессу в казарму № 5, приспособленную для подследственных. В течение нескольких месяцев Ф. Морейнис допрашивал военный прокурор генерал В.С. Стрельников, в феврале 1882 года казненный народовольцами. Фанни перевели в одиночную камеру тюремного замка, где она сидела до начала 1883 г., пока в результате 5-дневной голодовки не добилась перевода в общую камеру казармы № 5.
По “процессу 23-х” (26 марта – 3 апреля 1883 г.) Одесский военно-окружной суд приговорил Ф. Морейнис к четырем годам каторжных работ. Она была отправлена по этапу в Сибирь и через восемь месяцев прибыла на р. Кару, где отбывала каторгу.
После карийской каторги Фанни Абрамовна жила на поселении в Чите, где вышла замуж за окружного врача В.М. Муратова. В наказание губернатор перевел его на службу в село Горячинское, расположенное на берегу Байкала. Здесь была небольшая больница и горячие источники. После 25-ти лет настойчивых усилий В. Муратову удалось превратить Горячинское в один из самых благоустроенных и больших сибирских курортов. В течение этого времени Ф. Морейнис около 10-ти лет жила безвыездно в селе, а затем стала выезжать на зиму в Иркутск, чтобы учить детей. При поддержке мужа она укрывала от ареста и преследования полиции беглых ссыльных, студентов, служащих-железнодорожников, хранила нелегальную литературу. В 1907 г. Фанни Абрамовна поселилась с детьми в Москве, чтобы дать им соответствующее образование. В 1916 г. она уехала в Иркутск к сыну и возвратилась в Москву только в конце 1924 г. Умерла Ф.А. Морейнис-Муратова в 1937 году.
Источники и литература:
Государственный архив Российской Федерации. Ф. 102, 3-е дел-во, оп. 77, д. 89.
Деятели СССР и революционного движения России: Энциклопедический словарь Гранат: Репринт. изд. – М.: Советская Энциклопедия, 1989.
Калініченко В.В., Шабельник Г.П. Витоки світогляду та політичної свідомості революційних народників в Україні 70-х рр. XIX ст. (Соціально-політичний аспект) // УІЖ. – 2006. — № 2. – С. 38– 48.
Козырев О. М.А.Морейнис // Восьмые Запорожские еврейские чтения: Сборник научных трудов. – Запорожье: Диво, 2005. – С. 345 – 349.
Левченко Л.Л. Судьба евреев в Николаевско-Севастопольском военном губернаторстве в XIX в. // Еврейское население на Николаевщине: Сборник документов и материалов. Т. 1. – Николаев: Атолл, 2004. – С. 12 – 22.
Николаевцы (1789 – 1999): Энциклопедический словарь / Гл. ред. В.А.Карнаух. – Николаев: Возможности Киммерии, 1999.
Россия в революционной ситуации на рубеже 1870-1880-х годов: Коллект. моногр. / Отв. ред. Б.С.Итенберг. – М.: Наука, 1983.
Рудько М.П. Революційні народники на Україні (70-ті роки XIX ст.). – К.: Вид-во Київ. ун-ту, 1973.
Сватиков С.Г. Евреи в русском освободительном движении // Евреи и русская революция: Материалы и исследования / Ред.-сост. О.В.Будницкий. – Москва: Иерусалим, 1999. – С. 30-160.
Світленко С.І. Народництво в Україні 60-80-х років XIX століття: Теоретичні проблеми джерелознавства та історії. – Дніпропетровськ: Навчальна книга, 1999.
Троицкий Н.А. “Народная Воля” перед царским судом (1880 – 1894). – 2-е изд. испр. и доп. – Саратов: Изд-во Саратов. ун-та, 1983.
Шкварець В.П., Мельник М.Ф. Історія рідного краю. Миколаївщина: Навчальний посібник. – 2-ге вид., доопр., випр., доп. – Миколаїв: Вид-во МДГУ ім. П.Могили; Одеса: ТОВ ВіД, 2003.
О.С. Козырев