Некрасов Иван Степанович (26.05.1871 – 1945 гг.) – директор Николаевского среднего механико-технического училища, кандидат технических наук, профессор, заведующий кафедрой судовых главных механизмов Николаевского кораблестроительного института.
Родился в Курской губернии в крестьянской семье, высшее образование получил в Харьковском технологическом институте, который окончил в 1894 г.
В Николаев И.С. Некрасов приехал в 1905 г., получив от министерства торговли и промышленности назначение на должность инспектора Николаевского среднего механико-технического училища с низшей ремесленной школой Училище открытог в 1902 г. для подготовки квалифицированных рабочих и специалистов среднего звена для николаевских судостроительных заводов. Вскоре его назначили директором училища. И.С. Некрасов успешно совмещал преподавательскую, административно-организаторскую и исследовательскую деятельность. Для этого в 1913 г. при училище он создал теплотехническую лабораторию, впоследствии ставшую основой для старейшей кафедры Николаевского кораблестроительного института – кафедры двигателей внутреннего сгорания.
И.С. Некрасов стремился поставить свой опыт и знания на службу городу, он руководил комиссией по прокладке линии электрического трамвая (при городской управе), помогал в расширении городской электрической станции и переоборудовании городского освещения, был членом Николаевского отделения Русского технического общества.
Иван Степанович был активным и уважаемым общественным деятелем в г. Николаеве. Его избирали гласным Николаевской городской думы, он участвовал в деятельности благотворительных обществ. Успешно складывалась служебная карьера, он дослужился до чина действительного статского советника, носитель которого причислялся к дворянскому сословию.
В годы Первой мировой войны директору механико-технического училища приходилось прилагать немалые усилия, отстаивая право учащихся на отсрочку в исполнении воинской повинности на время обучения. Ответственное отношение к своему делу и организаторские способности И.С. Некрасова помогали ему сохранить учебное заведение в трудные годы революционных событий 1917 – 1919 гг. и гражданской войны. Сохранилась его интенсивная переписка с министерством народного просвещения Временного правительства, позднее ─ с соответствующими министерствами Украинской Народной Республики и Украинской Державы. Несмотря на крайне трудные условия и почти полное отсутствие финансирования, училище продолжало работать, в 1917 г. оно было реорганизовано в Николаевское политехническое училище. При этом авторитет и популярность учебного заведения оставались очень высокими, отбор был конкурсным, а прошения о приеме присылались из разных концов страны.
В начале 20-х годов, после окончательного установления советской власти, И.С. Некрасова уволили с должности директора училища как представителя «чуждых элементов». Почти 10 лет он работал на николаевских судостроительных заводах и других предприятиях.
Когда после многочисленных реорганизаций бывшего механико-технического училища в 1930 г. был создан Николаевский кораблестроительный институт, Ивана Степановича Некрасова пригласили на преподавательскую работу. Он стал создателем основной профильной кафедры – кафедры судовых главных механизмов, учебная база для которой создавалась на основе теплотехнической лаборатории, созданной им еще в 1913 г.
В 1935 г. И.С. Некрасову присвоена научная степень кандидата технических наук без защиты диссертации, позднее он получил ученое звание профессора кафедры. Лекции И.С. Некрасова отличала широкая научная эрудиция и методичекое мастерство. Он был одним из немногих преподавателей института, имевших большой опыт преподавания технических дисциплин. За предвоенное десятилетие плодотворной преподавательской работы он способствовал воспитанию целого поколения специалистов в области судостроения, некотрые из них впоследствии создали собственные научные школы. Среди его слушателей были будущие ученые и выдающиеся организаторы судостроения И.И. Носенко, Е.Ф. Чубов, В.М. Бузник, В.Н. Андрианов и А.Б. Ганькевич и др.
Летом 1941 г., когда происходила эвакуация института, И.С. Некрасов по состоянию здоровья не смог своевременно покинуть город (ему к этому времени исполнилось 70 лет). Как бывшего гласного городской думы и авторитетного человека, немецкие оккупанты принудили его работать в городской управе, к тому же это была едва ли не единственная возможность получить продовольственную карточку, дававшую возможность выживать в тех тяжелых условиях. Используя свое служебное положение, технические знания и опыт, он сумел воспрепятствовать налаживанию полноценной работы газогенераторного двигателя городской электрической станции, что делало практически невозможной нормальное функционирование николаевских судостроительных заводов. Впоследствии, работая в порту, он смог помешать вывозу в Германию трех прессов, принадлежавших институту. Оккупанты уволили И.С. Некрасова с работы и он остался без средств к существованию, голодал.
После освобождения Николаева в 1944 г. И.С. Некрасов вновь был принят на работу в Николаевский кораблестроительный институт, но этому предшествовали унизительные проверки и согласования. С «компертентными» органами. Все это подорвало и без того слабое здоровье.
Иван Степанович Некрасов умер в марте 1945 г., похоронен на старом городском некрополе рядом со своей супругой Елизаветой Ивановной. В мае 2011 г. по инициативе профессора В.С. Наливайко, силами студентов Национального университета кораблестроения имени адмирала С.О. Макарова могилы Некрасовых были восстановлены.
Источники и литература:
ГАНО. Ф. 135.
Бугаенко В.А., Галь А.Ф. Николаевский кораблестроительный. Судьбы выдающихся выпускников НКИ-УГМТУ – Николаев: УГМТУ, 2002.
Кураса Е. Действительный статский советник с Машфака / Е. Кураса // Вечерний Николаев. – 2011 г. – 28 мая.
В.В. Щукин