Премацци Луиджи (Людвиг Осипович) /Premazzi Luigi/ (1814 г., Милан – 1891 г., Константинополь) – художник-акварелист, пейзажист, академик Императорской Академии Художеств.
Луиджи Премацци родился в Милане в 1814 г. Обучался живописи в Миланской Академии Художеств (Академии Брера), изучал перспективную живопись у профессора Джованни Мильяра. Виртуозно овладел техникой многослойной акварельной живописи.
В 1834 г. переехал в Петербург, Давал уроки рисования в домах петербургской знати, писал пейзажи Петербурга и окрестностей. В 1848 г. под именем Людвига Осиповича Премацци принят учителем рисования в дом княгини князей Гагариных.
В 1850 г.,когда Л. Премацци делал зарисовки на пленере в Петергофе, на него обратил внимание император Николай I, гулявший по парку. Он заказал художнику серию рисунков, изображающих виды дворцово-паркового ансамбля Александрия и кронштадтских укреплений. С этого времени начинается взлёт Л. Премацци как художника, и он становится популярным при дворе и модным в кругах петербургской аристократии. С 1851 г. выполнял заказы двора, вместе с художниками К. Ухтомским и Е. Гау создал серию акварельных видов залов Зимнего дворца 9недавно восстановленных после пожара) и Эрмитажа, в которых с особой силой проявилось виртуозное мастерство художника. Он становится самым популярным мастером в изображении дворцовых интерьеров.
С 1850 г. по заданию императора и Морского ведомства Л. Премацци много путешествует, особенно по Новороссийскому краю и Крыму. В ходе этих поездок по заказу императора и морского министерства создана серия акварелей с изображениями видов г. Николаева, построек Морского ведомства, верфей и административных зданий. Впоследствии они опубликованы в альбоме выпущенном к 25-летию царствования императора Николая Павловича. Л. Премацци был максимально точен в изображении зданий, производственных сооружений и проч. Он пытался изображать и корабли, но это ему не удавалось, поэтому изображения кораблей в его работах создавались, в основном, художниками морского ведомства, служившими в Гидрографическом Бюро Черноморского флота (в их числе художник Подустов). Документальная точность, характерная для пейзажей Л. Премацци, созданных в Николаеве, придает им характер ценного исторического документа, позволяющего представить, с большой степенью достоверности, как выглядел город в седине ХІХ в. Одновременно художником созданы акварели с видами Севастополя.
В 1854 г. Л. Премацци избран академиком Императорской Академии Художеств, в 1861 г. удостоен звания профессора Академии «по перспективной акварельной живописи». Преподавал акварельную живопись в Академии художеств, женском Павловском институте в 1865—1867 гг.; Центральном училище технического рисования барона А. Л. Штиглица в 1878—1880 гг.
В 1880 г. по его предложению в России создано Императорское общество акварелистов.
Художник много путешествовал, побывал в Финляндии, на Кавказе, в Крыму, на Украине. Исполненные во время этих поездок акварели передают красоту пейзажей этих мест, отличаются насыщенностью цвета. Л. Премацци писал виды Италии, Швейцарии, Испании, Турции.
Умер в 1891 г. при посещении Константинополя. Похоронен в Петербурге на Выборгском католическом кладбище.
Источники и литература:
Крючков Ю.С. Николаев на акварелях Луиджи Премацци / Ю.С. Крючков // Вечерний Николаев – 2009. – 29 мая. — № 57 (2769).
Луиджи Премацци. Акварели и рисунки. Государственный Эрмитаж: Каталог выставки / Вступ. ст. М.Ф. Коршуновой — СПб., 1996.
Премацци Луиджи // Европейское искусство: Живопись. Скульптура. Графика: Энциклопедия / Ред. Л. П. Анурова. — М.: Белый город. 2006.
Удальцова М. Луиджи Премацци — перспективный видописец / М. Удальцова // Культпривет. История. Религия. Искусство – 2013. – 8 апреля.
В.В. Щукин