Риттих Александр Александрович (1889 г., Москва — 1945 г., Москва) — художник, архитектор, педагог.
Окончил московскую гимназию, учился на историко-филологическом факультетете Московского университета. Художественное образование получил в Австрийской художественной академии (класс знаменитого художника Ф. Штука), в Мюнхенской академии искусств, совмещая занятия живописью с изучением архитектуры в Политехнического институте.
Как писал в cвоих воспоминаниях художник Е.А. Кибрик, «он вернулся в Россию после Октябрьской революции и попал в водоворот гражданской войны на Украине. В глухом селе заболел тифом и, когда Мария Тарасовна, деревенская фельдшерица, выходила его, женился на ней». В период гражданской войны А.А. Риттих служил в санотрядах и агитпоездах. Он вспоминал, что будучи в Одессе в 1920 г., довелось встретиться с родственником и тезкой – последним министром земледели Росиийской империи А.А. Риттихом, который в том же году эмигрировал.
После окончания войны некоторое время жил в Вознесенске, где оказал большое влияние на выбор творческого пути Е.А. Кибрика – будущего выдающегося советского художника-графика. Е.А. Кибрик вспоминал: «… судьба занесла в Вознесенск художника совсем другого склада – Александра Александровича Риттиха. Риттих был художник европейского типа, вернее, немецкого. Он и учился в Мюнхене и Вене и, как я сейчас понимаю, работал явно в манере Беклина, так поразившего в свое время молодого Репина. Небольшого роста, изящный блондин с бородкой, длинными волосами, он обладал обликом, очень похожим на тот, который придавался обычно изображениям Иисуса Христа. Когда я познакомился с ним, ему было тридцать три года».
В 1922 г. А.А. Риттих переехал в Николаев и был назначен директором Николаевского художественного музея им. В.В. Верещагина (этот пост он занимал до 1930 г.). Одновременно преподавал в Николаевском художественном техникуме. В Николаеве родилась дочь Людмила (известный московский биолог Л.А. Риттих (1925–2009 гг.)
Николаевский период А.А. Риттиха отмечен высокой творческой активностью. В эти годы живописец обратился к пейзажу — писал украинскую природу, черноморские пейзажи (пейзажи составляют лучшую часть его живописного наследия); создавал также произведения на историко-революционную тематику; как и большинство художников, привлекался к созданию агитационно-пропагандистской наглядной агитации. К сожалению, большинство произведений художника, созданных в этот период, погибли во время войны.
В 1927 г. А.А. Риттих работал над памятником погибшим в период гражданской войны бойцам Сивашской дивизии, дислоцировавшейся в Николаеве.
А.А. Риттих стал одним из основателей Николаевского краеведческого товарищества (1930 г.).
В июне 1930 г. картины А.А. Риттиха выставлялись на ІІІ Всеукраинской художественной выставке Наркомпроса УССР в Харькове, но это была его последняя выставка на Украине.
В том же году А.А. Риттих покинул Николаев и уехал в Казахстан. Вероятно, отъезд был вынужденной мерой, в контексте развернувшихся в Украине политических репрессий, своеобразной ссылкой.
С 1933 г. А.А. Риттих поселился Алма-Ате, он становится членом организованного в том же году Союза художников Казахстана, одним из наиболее заметных и активных художников в республике. Тогда же он стал участником первой в истории Казахстана художественной выставки «Художники Казахстана в борьбе за социалистическое строительство» (открылась 4 октября 1933 г. в помещении городской библиотеки). В 1934 г. Участвовал в республиканском конкурсе на создание портрета Абая, работа А.А. Риттиха была отмечена третьей премией. Работы художника экспонировались в Москве на выставке, проходившей во время первой Декады литературы и искусства Казахстана летом 1936 г. (в фойе Большого театра) и были позитивно отмечены столичной художественной критикой.
Все это не спасло художника от репрессий, развернувшихся среди художественной интеллигенции республики в конце 30-х гг. По сообщениям местных газет, в июле 1938 г. «Члена оргкомитета Союза художников А.А. Риттиха за полную бездеятельность, зажим критики, рвачество и халтуру, за поступки, не достойные звания советского художника, общее собрание художников постановило исключить из членов союза». Впрочем, вскоре членство в Союзе художников для него было возобновлено и в 1943 г. А.А. Риттих избран кандидатом в члены правления СХ Казахстана.
Писатель Ю.О. Домбровский в повести «Гонцы» он писал о нем: «В Алма-Ате уже и тогда художников было предостаточно. Вовсю блистал, например, непревзойдённый Риттих. Кто из жителей Алма-Аты не застывал на улицах при виде этой величественной фигуры, бледного лица интеллектуала, взгляда светлых лучистых глаз и таинственной художественной бороды? А какие огромные блестящие холсты он писал! Амангельды перед повстанцами на белом наполеоновском коне; стол, залитый солнцем, а на нём огромные цветастые яблоки, отборный алма-атинский апорт. Два пионера, один высвечен солнцем и на нём сверкает всё: белая блузка, красный галстук, люстриновые штанишки. Другой в тени, они что-то мастерят — «Планеристы»; гроб, обитый красным и чёрным, а рядом фигура в кожанке со сжатым мускулистым кулаком: «Жертва революции».
Далее, с доброй иронией, писатель обращает внимание на огромную работоспособность художника в это период: «Да, да, кто из художников или так называемой художественной интеллигенции не помнит Риттиха, ученика великих мастеров, Франца Штука и Беклина? «Маг светотени» – так его называл, захлёбываясь, «Литературный Казахстан». Он мог работать по двадцать часов в день, не снижая ни качества, ни продуктивности, мог за несколько дней расписать огромный павильон Сельскохозяйственной выставки, мог создавать огромные полотна на любую тему, в любой срок, любой величины! Он сверкал, искрился, переливался, изображал гнев, любовь, мужество, вздымал к небу сотни загорелых кулаков и это называлось «Восстание». Рисовал пёструю толпу в праздничных национальных уборах, красавиц, красавцев, стариков, заливал всё ослепительным солнечным светом, расстилал белоснежные скатерти, разбрасывал блюда с фруктами, дыни и арбузы, караваи с серебряными солонками вверху, украинские рушники, казахские кошмы, – и всё это называлось «Колхозный праздник». Да разве мог кто-нибудь сравниться с великим Риттихом? Все остальные художники просто меркли перед ним».
Одновременно А.А. Риттих занимался архитектурным проектированием и дизайном. По его архитектурным проектам возведены в Алма-Ате: контора Госбанка (1934 г.), управление табачной фабрики (1936 г, совм. с арх.В.Н. Львовым и Д.Ф. Фридман), здание аэроклуба ДОСААФ (1936 г.). Одной из его крупнейших стало художественное оформление павильона Советского Казахстана на Всесоюзной Сельскохозяйственной Выставке в Москве (1937 г.), для этого написаны большие панно на темы истории и социалистического строительства Казахстана.
Кроме того, он занимался преподавательской деятельностью в местном художественном училище и консультировал многих казахстанских художников.
Литература и источники:
Домбровский Ю. Гонцы (Рассказы о художниках) / Ю. Домбровский // Собрание сочинений. Т. 6. — М. 1992.
Кибрик Е.А. Работа и мысли художника / Е.А. Кибрик. — М., 1984 г.
Проскурин В. Александр Риттих — мастер, маэстро, мэтр / В. Проскурин // персональный сайт Владимира Проскурина. Режим доступа: http://proskurin.ucoz.kz/publ/aleksandr_rittikh_master_maehstro_mehtr
Проскурин В.Н. В расцвет мой смятый шествием беды … ( К 80-летию со дня рождения Ю.О. Домбровского ) / В.Н. Проскурин — Алма-Ата, 1990.
Тверитинова Л.Е. Риттих Александр Александрович / Л.Е. Тверитинова // Николаевцы. Энциклопедический словарь – Николаев : Возможности Киммерии, 1999.
Материалы официального сайта Союза художников Казахстана [электронный ресурс]. Режим доступа: http://shrk.kz/.
В.В. Щукин