«Тигр» — пароходофрегат, первая императорская яхта в Черноморском флоте. Заложен на Спасском адмиралтействе г. Николаева в 1855 г., спущен на воду 9 октября 1858 г.

Тигр.jpgВ связи с запретом иметь России военный флот на Черном море согласно Парижскому миру было «высочайше повелено… не ставя на пароходе «Тигр» артиллерии и заделав обшивками пушечные порты, считать его Императорской яхтой и под яхтенным флагом вывести для плавания по Черному морю. Числился в составе Черноморского флота 14 лет до 1872 г. В августе 1861 г. Александр ІІ с семьей путешествовал на пароходофрегате «Тигр» из Севастополя в Ливадию.

Постройкой пароходофрегата «Тигр» руководил подполковник Дмитриев. Строительство велось на подрядных условиях купцами Ревеккой и Александром Рафаловичами. Для этого А. Рафаловичу был передан второй эллинг Спасского адмиралтейства, который он реконструировал за свой счет. Строительство парохода затянулось в связи с военными действиями. Кроме того, в октябре 1855 г. в Днепровском лимане вражеские суда захватили два больших плота дубового и соснового леса, направляющихся в Николаев на Спасское адмиралтейство, принадлежащих Рафаловичам. Поэтому А.  Рафаловичу пришлось обращаться с прошением об отсрочке выполнения контракта. Отсрочка была дана до 1 октября 1856 г., однако, судно было спущено спустя еще два года.

Паровая машина, установленная на яхте, была снята с английского парохода «Tiger», потерпевшего крушение после бомбардировки Одессы 10 апреля 1854 г. Несмотря на сильные повреждения корпуса, с парохода был снят почти не поврежденный 400-сильный механизм, под который и решили срочно строить колесный пароходофрегат.

В связи с запретом иметь России военный флот на Черном море согласно Парижскому миру было «высочайше повелено… не ставя на пароходе «Тигр» артиллерии и заделав обшивками пушечные порты, считать его Императорской яхтой и под яхтенным флагом вывести для плавания по Черному морю».

Числился в составе Черноморского флота 14 лет (до 26 августа 1872 г.). В августе 1861 г. Александр II с семьей совершили переход на яхте «Тигр» из Севастополя в Ливадию.

Длина — 63.86 м (206 ф.). Ширина — 11.31 м (36 ф. 6 д.). Осадка — 4,8 м. Водоизмещение 1974 т. Количество орудий — 4. Паровой двигатель (колесная машина) — 400 л. с.

 

 

 

 

Источники и литература:

Боголюбов А.П. Записки моряка-художника. (К 300-летию Российского Флота) // «Волга» — № 2–3, 1996 г.

Веселаго Ф.Ф. Список русских военных судов с 1668 по 1860 год / Ф.Ф. Веселаго – Спб., 1872.

Владерчук А.Д. Судостроение в Николаеве после Крымской войны. / А.Д. Владерчук. // V Миколаївська обласна краєзнавча конференція. Історія. Етнографія. Культура. Нові дослідження. – Миколаїв: Атолл, 2004.

Воспоминания очевидца О. О. Чижевича // Щеголевский альбом. Сборник исторических фактов, воспоминаний, записок, иллюстраций и т. п. за время бомбардировки г. Одессы в 1854 г. / Под ред. и изданием С. И. Плаксина. – Одесса, 1905.

История отечественного судостроения. В пяти томах, т. І: Парусное деревянное судостроение / В.В. Доценко, И.В. Богатырев, Г.А. Вахарловский, П.А. Кротов, А.Г. Сацкий. – С-Пб.: «Судостроение», 1994.

Ларионов А.Л. Из истории императорских яхт российского флота / А.Л. Ларионов [Электронный ресурс] // Гангут №22–24. – http://www.keu-ocr.narod.ru/Imp_yaht/.

Павлюк А.Н. Купцы-судостроители Рафаловичи / А.Н. Павлюк – Николаев: Издательство Ирины Гудым, 2010.

Павлюк А.Н. Постройка первой императорской яхты на Черном море / А.Н. Павлюк [Электронный ресурс]. // Николаевский Базар: http://bazar.nikolaev.ua/.

Широкорад А. Б. 200 лет парусного флота России. 1696—1891 п: / А.Б. Широкорад. — М.: Вече, 2007. — 448 с. — ил. ISBN 978-5-9533-1517-3.


А.Н. Павлюк